Роль народных и колыбельных песен в психофизическом развитии детей

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. О благотворном воздействии музыки люди знают с древних времен. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Более того, опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться у ребенка еще в утробе матери. Народная педагогика начинается с колыбельных песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Малыш, еще не зная языка, не понимая слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость» (folk – народ; lore – знание). Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.

Привыкая к повторяющимся интонациям в пении взрослого, ребенок постепенно начинает различать отдельные слова, что помогает ему понимать содержание песен, овладеть речью. Через колыбельную малыш получает первые представления, об окружающих его предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений – они учат добру. Но наиболее действенное влияние на ребенка оказывает сама материнская любовь, нежность. Составляющая стихию колыбельных.

Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать ласково обращается к малышу, восполняют его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.

Название колыбельная песня произошло от слов колыбель, колебать (качать).  У детей рано появляется интерес к активным и пассивным движениям (качание, катание), любовь к ритму. Люди заметили, что в пути, под ритмичное движение, покачивание, ребенок быстрее засыпает..

Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно – ласкательных слов:

Люли, люли, люли,                                            

Все давно уснули.

Один Ленечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок,                           

Громко песенку поет.

Ласковый тон колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных:

Ай, люли, люли, люли,

Прилетели к Вале гули.

Большую роль в организации стиха играют звукоподражания:

Ворота – то скрип, скрип,

А Коленька спит, спит.

Часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самым мягким качанием подвесной люльки, создают плавность звучания, монотонность.

Иногда в колыбельных песнях отражались исторические события. В песне звучала тревога матери за сына, которому предстоят ратные дела. Был обычай пугать детей именем врага. Так, в повести 13 века «Об Александре Невском» упоминается о том, что татары унимали своих детей от плача именем новгородского князя Александра Невского. В русских же колыбельных мать пугала ребенка именем Мамая, грозного татарского хана:

Баю – бай, баю – бай!

К нам приехал Мамай.

К нам приехал Мамай,

Просит – Васеньку отдай.

А мы Васю не дадим,

Пригодится нам самим.

Порой, чтобы овладеть вниманием ребенка, утомившегося от плача, мать запугивала его страшным букой, стариком, волчком.

По типу повествования колыбельные песни разделяются на императивные и повествовательные. Императивные представляют собой монолог, обращенный к ребенку с пожеланиями сна или к другим персонажам (животным, Сну, Дреме) с просьбой помочь укачивать дитя. Повествовательные песни содержат рассказы о животных, бытовые зарисовки, описание колыбели, что сближает их со сказочками. Иногда колыбельные содержат в себе оба типа повествования – рассказ и обращение:

Люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Один Ленечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенки поет.

Громко песенку поет,

Лене спать не дает.

А ты, Ленечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Часто в колыбельных укачать ребенка помогает голубь. В народной поэзии эта птица – символ нежности, кротости. Голубиное воркование успокаивает. С образом голубей связываются нежная любовь, нежность (чем накормить, напоить, утешить, порадовать малыша).

Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем для себя и для детей.

Колыбельные – широкий пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающем мире, с их помощью он овладевает речью.

Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш воспринимает отношение  матери к жизни, ее переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.

Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образам, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

Музыкальный руководитель О.А. Высоцкая

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.