Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и др.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.) и я хочу предложить Вам ознакомиться с некоторыми видами игр для развития тактильного восприятия.
Игры за столом.
1. «Поймай киску»
Взрослый касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
2. «Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Усложнение задачи:
— выбрать предметы только определённой формы (круглые, квадратные и т. д.);
— выбрать предметы только определенного размера (большие, маленькие);
— выбрать предметы по свойствам материалов: только пластмассовые предметы (или металлические, стеклянные, бумажные, из ткани)
Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.
3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
4. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
5. «Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
6. «Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
7. «Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
8. «Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью и т.д.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. После того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же рукой.
Варианты усложнения заданий:
— ребенок должен ощупывать предмет двумя руками одновременно;
— ребенок должен ощупывать предмет каждой рукой по очереди;
9. «Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
10. «Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
11. «Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
12. «Угадай, что внутри»
У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Взрослый называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
13 «Тактильное домино».
Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т. п.
Варианты усложнения заданий:
— сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;
— затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;
— произвольно, только правой или левой рукой. ;
— фактура поверхностей должна отличаться незначительно.
14. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях».
«Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
15. «Игра с палочками».
Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2—7 см, толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.
16. «Волшебные шарики».
Плотные воздушные шарики (или резиновые перчатки) наполнить фасолью, гречкой, горохом, макаронами с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицами, монетками, бусинами, водой, крахмалом, мукой, манкой, тестом для лепки (мука+вода+соль). Ребёнку интересно щупать их, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.
Игры с водой :
17. «Температура воды»
Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
18. «Чаепитие»
Используя игрушечную посуду, можно устроить «чаепитие» или «званый ужин». Ребёнок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашечкам «чай».
19. «Волшебные губки»
Поиграть с губкой для мытья посуды, выжимать её, потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
Мыльные игры :
20. «Танцы пузырей».
Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.
21. «Король мыльных пузырей»
Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На «мыльной» клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь, и он не лопнет. Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.
22. «Волшебные руки».
Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.