Понятия «виртуальная культура», «всемирная паутина», «сеть сетей» и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.
Цифровая среда – современные средства с использованием компьютерных и информационных технологий. Гаджеты, мобильные телефоны, компьютеры удобны в использовании, наглядны, интерактивны, но огромный минус взаимодействия дошкольника с цифровым ресурсом – отсутствие здоровьесберегающего начала.
Владение информационными технологиями одно из умений, что создает совершенно новый стиль мышления, иные подходы к оценке и решению учебных проблем. Важная составляющая – обратная связь, интерактивность.
Визуализация помогает ребенку сформировать мотивацию к обучению с помощью планшета или компьютера: в этом случае мы можем увидеть динамику, увидеть различные временные рамки.
Гаджеты дают широчайшие возможности для различных аспектов обучения:
- одновременно используется нескольких каналов восприятия;
- возможность симулировать эксперименты;
- визуализация абстрактной информации;
- динамичность процесса;
- развиваются когнитивные структуры: обучающиеся самостоятельно интерпретируют различные предметы изучения;
- работа с электронным средствами уменьшает затраченное время на поиски информации.
Существуют и недостатки применения цифровых ресурсов:
1.Личная переписка и безопасность в сети Интернет.
2.Необходимо контролировать посещение сайтов, необходимы специальные программы, приложения.
3.Необходимо контролировать время взаимодействия ребенка с гаджетом.
4.Ребенок меньше общается «вживую».
Как можно предотвратишь негативные последствия неграмотного пользования Интернетом детьми?
1.Научите ребенка не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.
2.Будьте в курсе электронной почты, которую получают ваши дети, а также используемого пароля. Увы, все мы знаем, что читать чужие письма нельзя, но в данном случае это правило нарушить не помешает.
3.Предупредите, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.
4.Научите детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупредите, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей. Лучше, если вы поедете вместе.
5.Держите компьютер там, где вам удобнее контролировать его использование. Установите четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их выполнения.
6.Регулярно проводите время в интернете вместе с вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания. Не вините их за неприятные случаи в интернете, чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь наказания. Попросите их показывать все полученные сообщения, которые им неприятны.
7.Скажите ребенку, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах. Веб-сайты, на которых они чувствуют себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покидать.
8.Если есть возможность, купите специальную программу, которая дает взрослым возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Internet. Программа контролирует действия ребенка и проверяет контент каждой посещенной страницы в Интернете. Если она обнаруживает подозрительную информацию.
Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый, поэтому от того какими вырастут наши дети, как смогут защитить себя в интернете зависит от нас, взрослых. Ведь интернет – это не только очаг разврата и жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Мы должны научить детей правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации.