Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид — игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой : можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности. Поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, — такой же прыгающий. «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.
Как же организовать игры с мячом в семье?
Во-первых, в условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми. Во-вторых, взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша. В-третьих, играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта, на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к ее использованию.
Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства.
Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь
Сенсомоторная активность — основа; ни и развития ребенка. Это значит, он с момента рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Известно: первые целенаправленные двигательные акты ребенка связаны с активизацией движений головы (удержание, повороты). Развитие зрения, слуха, осязания, а также сенсорная информация, которую воспринимает малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию анализаторов и двигательных зон коры головного мозга.
Двигательная активность ребенка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное – «от конечностей к голове». Например, новорожденный котенок, зайчонок, бельчонок и другие детеныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребенка же сначала активизируются сенсорные сферы: зрение, слух, осязание и пр. И только к году дитя делает свои первые шаги!
Сказанное выше позволяет заметить. что все основные движения ребенка (ходьба, бег, прыжки, бросание, метание и др.) носят социальный характер и приходят к нему в процессе воспитания на протяжении первых лет жизни в результате созревания двигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляется в социальной практике — в процессе общения с взрослым. Иными словами, малыш овладевает основными движениями, «присваивая» (осваивая) опыт человечества (А. Н. Леонтьев). Он приобщается к общественной культуре, овладевая движениями, принятыми в социальной (общественной) практике.
Задача взрослого — создать необходимые условия для сенсомоторного развития малыша с первых месяцев его жизни.
Сказанное позволяет заметить, что организация целенаправленной двигательной активности ребенка как в семье, так и в детском учреждении играет важную роль в педагогике раннего детства. Действительно, именно на втором-третьем годах жизни дети в достаточной степени овладевают основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующей жизни.
Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.
Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо вы-делить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.