Исследователями замечено заметное влияние музыкально-ритмических игр на формирование у детей способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные, но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре. Музыкально-ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством профилактики неврозов, а так же прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.
Различают три типа музыкально-ритмических игр:
— подражательные или жестовые;
— игра на шумовых инструментах;
— пальчиковые игры.
Такой совместный игровой досуг для ребенка может организовать любая мамочка или бабушка без специальной, методической подготовки.
Конечно, необходимо учитывать основные особенности детского возраста: нужна частая смена видов игр во время «занятия», идти часто навстречу желаниям ребенка, часто обновлять игровой репертуар и менять игровые задания.
Увлекательной формой музыкально-ритмических игр для малышей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. С 4 -5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картинки на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи.
Для малышей 2 – 4 лет лучше использовать более простой вариант для музицирования: сказочки – шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребенку есть возможность что-либо изобразить шумом. Дело это веселое и очень полезное.
Совместная игра малыша со взрослыми или другими детьми дает навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование чужих ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различие громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребенка, копирование шумов способствует развитию мелкой моторики.
Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребенка развиваются умение сосредоточенно слушать, хорошая реакция и память.
Занятие в целом творческое, и малышам нравится придумывать новые сказки и варианты к старым.
Советы для успешного проведения игр – занятий:
- Подбирайте сказочку или рассказ, учитывая доступность для ребенка и удобство для шумового оформления.
- Для того, чтобы Ваш рассказ и шумовое оформление произвели впечатление на ребенка, обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Реализация малышом своих представлений в шумах и звуках – занятие творческое и весьма эмоциональное. Развивайте способности своих малышей через шумы и звуки!