ЧЕМ ВАЖНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕФЕКТОЛОГА И РОДИТЕЛЕЙ?

Часто родители детей, которые ходят на занятия, ожидают, что дефектолог самостоятельно решит все проблемы ребенка. Но в реальности без активного участия семьи добиться значительных результатов сложно.

Роль родителей в коррекционном процессе.

Работа дефектолога важна, но ее недостаточно. Специалист проводит с ребенком в лучшем случае несколько часов в неделю. Он подбирает упражнения и объясняет, как их выполнять. Но чтобы получить заметный эффект, нужно заниматься каждый день. Например, на занятиях дефектолог научил ребенка правильно произносить звук [Р], но если дома родители не исправляют произношение, навык не закрепится.

Родители часто не выполняют рекомендации из-за усталости или просто не понимают важность упражнений. Но регулярные, пусть и короткие занятия, приводят к лучшим результатам, чем редкие посещения специалиста. Каждый день наполнен множеством ситуаций, которые можно использовать для обучения.

 

Кормление, одевание, прогулки, игры — все это может стать уроком для ребенка, если правильно направить его внимание и действия. Когда ребёнок учится одеваться, он не просто надевает одежду, но и развивает координацию движений, учится различать стороны и цвета. Простая задача — застегнуть пуговицу или молнию — становится упражнением для развития мелкой моторики и самостоятельности. И родители могут использовать эти рутинные моменты как часть обучающего процесса. А главное — это не скучные и ненужные задания, а ежедневные бытовые действия, в которых есть смысл.  Во время обеда родитель может попросить ребенка назвать предметы на столе, описать еду или помочь накрыть на стол. Так малыш учится новым словам и развивает самостоятельность и закрепляет новые звуки в речи. Консультативное сопровождение предполагает, что родители используют рекомендации дефектолога и занимаются с ребенком. Специалист периодически общается с семьей: корректирует программу, отвечает на вопросы и проводит занятия.

Нет результата: кого винить?

 

Рассмотрим, как и почему это происходит. Родители иногда скрывают от дефектолога особенности поведения ребенка, потому что боятся осуждения или неприятных разговоров. Это мешает специалисту правильно оценить ситуацию и разработать программу занятий. Недостаточное участие в занятиях. Родители воспринимают занятия дефектолога как отдельное мероприятие, не включаются в процесс и не повторяют упражнения дома. Ребенок начинает связывать навыки только с определенным местом и временем, и не использует их вне занятий. Смена специалиста без объяснений. Иногда родители меняют дефектолога при первых трудностях, не дают ребенку привыкнуть к новому человеку и его методу работы. Это вызывает стресс у ребенка и замедляет адаптацию. Противоречивые подходы. Родители и дефектолог используют разные подходы к поощрению ребенка. Дефектолог работает не только с ребенком, но и с его семьей. Родители часто сталкиваются с чувством вины, усталостью и разочарованием, если не видят быстрого прогресса. Важно не бояться задавать вопросы и признавать сложности. Необходимо подчеркивать даже небольшие достижения ребенка. Успех в коррекции достигается маленькими шагами. Важно понимать, что даже небольшие достижения — это результат большой работы всей команды: дефектолога, родителей и, конечно, самого ребенка.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.