Особенности планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования
Исходя из Кодекса Республики Беларусь об образовании «образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ». Основным направлением деятельности учреждений дошкольного образования в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели – разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию. Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний программы дошкольного образования, дидактических принципов, на основе которых построена программа, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса.
Исходя из Образовательного стандарта дошкольное образование «Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятия. Образовательный процесс включает в себя специально организованные виды детской деятельности (игры, занятия), которые проводятся в игровой форме и предполагают деятельностную позицию ребенка и виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.
Каждый педагог к планированию образовательного процесса должен подойти творчески. Необходимо планирование совершенствовать, обновлять регулярно методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедрять в содержание образовательного процесса инновационные и компьютерные технологии, что поможет обеспечить качество образовательного процесса.
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.
Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).
В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.
Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.
Примерная предлагаемая структура плана образовательной работы с дошкольниками
На год планируются:
- Задачи учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.
- Источники планирования (список пополняется по мере изучения методической литературы).
(необходимо использовать издания с грифами Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь)
- Список детей по подгруппам.
- Виды детской деятельности
- Циклограмма совместной деятельности педагога и детей (структура режимных процессов).
Примечание. Содержание циклограммы разработано с учетом видов деятельности, проведение которых предусмотрено в разные отрезки времени в течение дня. (При разработке циклограммы в младших, средних, старших группах педагогу следует отразить специфику видов детской деятельности с учетом возраста детей).
Рекомендовано следующее содержание циклограммы:
1-я половина дня
Утро:
— индивидуальная работа;
— игровая деятельность;
— элементарная трудовая деятельность;
— познавательно-практическая деятельность;
-двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки), самостоятельная (до и после завтрака);
— специально организованное обучение.
1-я прогулка:
— познавательная практическая деятельность;
— двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физкультурой – согласно перечню занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно /длительность и время проведения указано в программе/);
— трудовая деятельность;
— индивидуальная работа;
— игровая деятельность.
2-я половина дня
Перед 2-ой прогулкой:
— дополнительные образовательные услуги (кружки).
2-я прогулка:
— познавательная практическая деятельность;
-двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения – ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
— трудовая деятельность;
— индивидуальная работа;
— игровая деятельность.
Вечер:
— индивидуальная работа;
— игровая деятельность;
— художественная деятельность – (музыкальная: развлечения и др.), (изобразительная: рисование, лепка, аппликация, конструирование, дизайн), художественно-речевая, театральная;
— трудовая деятельность;
— самостоятельная двигательная деятельность (в том числе подвижные игры) – ежедневно;
В конце циклограммы дается только перечень (основы безопасности, закаливание, здоровый образ жизни). Задачи по основам безопасности, закаливанию, формированию здорового образа жизни реализуются ежедневно во всех видах деятельности детей в первой и второй половине дня.
- Закаливание (обязательные мероприятия с учетом сезонных изменений, дополнений, которые проводятся ежедневно на протяжении дня).
На месяц планируются:
- Сотрудничество с семьей (формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные; содержание работы; дата проведения; ответственный; отметка о выполнении).
Сотрудничество с семьёй
Формы работы | Содержание работы | Дата проведения | Ответст-
венный |
Отметка о выполнении |
коллективные | — родительские собрания
— работа с родительским комитетом — консультации — анкетирование — семинары — вечер вопросов и ответов — клубы и др. |
|||
индивидуальные | — посещение семей на дому
— беседы — консультации — анкетирование и др. |
|||
наглядно-информационные | — папки-передвижки
— библиотека-передвижка — фотомонтаж — фотовыставки — фотогазеты — семейный вернисаж — копилка добрых дел — выставки совместных работ (помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в д\с, советы, рекомендации) и др. |
- Индивидуальная работа с детьми по разделам программы (на каждую неделю текущего месяца с указанием содержания работы, имени и фамилии ребенка, учета проведенной с ним работы) с внесением дополнений на следующую неделю по результатам наблюдений за деятельностью детей в течение текущей недели. Коррекционная работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и другими узкими специалистами.
- Специально организованные виды деятельности (игры, занятия на каждый день в соответствии видами детской деятельности на неделю):
— тема недели;
— вид занятия;
— тема занятия;
— программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
— источники планирования;
— учет освоения;
— дополнения.
- Виды детской деятельности:общение, познавательная практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.
Примечание. В данном разделе по каждому виду деятельности планируются формы работы с детьми с указанием цели.
Виды детской деятельности
«Общение» — планируются беседы, разговоры, коммуникативные и проблемные ситуации, этюды (этюд — имитация, этюд – пантомима), ситуации невербального общения (Выходи играть к нам, Тише, Разговор через стекло, Предупреди друга, что дорога скользкая, Поздороваемся с закрытыми глазами и т.д.), игровые развивающие комплексы, рассказывание, объяснение, рассуждения, диспут, дискуссия, обсуждение ситуации, решение проблемных вопросов или задач или ситуаций, составление сообщения и т.д.
«Познавательная практическая деятельность» — элементарно опытническая деятельность, обследование предметов, пространства, экскурсии, рассматривание карт, наблюдения, моделирование и т.д.
«Игровая» — игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные, музыкальные и др.
«Художественная»
— музыкальная деятельность: прослушивание муз. произведений, игры на муз. инструментах, развлечения и т.д.
— изобразительная: рисование, лепка, аппликация, рассматривание скульптур, архитектуры, изготовление коллажей, декораций к костюмам, рисунки-фантазии и т.д.
— художественно-речевая: чтение рассказов, стихов, сказок и др. произведений; прослушивание грамзаписи; фантазирование на тему…; творческое рассказывание; придумывание рассказов, сказок, загадок; викторины; поэтические развлечения и т.д.
— театральная: игры-драматизации, спектакли, инсценирование и т.д.
« Трудовая деятельность» — поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, дежурство.