• Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Особенности планирования образовательного  процесса в учреждении дошкольного образования

Исходя из Кодекса Республики Беларусь об образовании «образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ». Основным направлением деятельности учреждений дошкольного образования в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели – разностороннему  гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском  коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию. Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний программы дошкольного образования,  дидактических принципов, на основе которых построена программа, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса.

Исходя из Образовательного стандарта дошкольное образование «Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятия.  Образовательный процесс включает в себя специально организованные виды детской деятельности (игры, занятия), которые проводятся в игровой форме и предполагают деятельностную позицию ребенка и виды детской деятельности: общение, познавательно-практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.

Каждый педагог  к планированию образовательного процесса должен подойти творчески. Необходимо планирование совершенствовать, обновлять регулярно методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедрять в содержание образовательного процесса инновационные и компьютерные технологии, что поможет обеспечить качество образовательного процесса.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.

Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

 Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.

Примерная предлагаемая структура плана образовательной работы с дошкольниками

На год планируются:

  1. Задачи учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.
  2. Источники планирования (список пополняется по мере изучения методической литературы).

(необходимо использовать издания с грифами Министерства образования Республики Беларусь, научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь) 

  1. Список детей по подгруппам.
  2. Виды детской деятельности
  3. Циклограмма совместной деятельности педагога и детей (структура режимных процессов).

Примечание. Содержание циклограммы разработано с учетом  видов деятельности, проведение которых предусмотрено в разные отрезки времени в течение дня. (При разработке  циклограммы в  младших, средних, старших группах педагогу следует отразить специфику  видов детской деятельности с учетом возраста детей).

Рекомендовано следующее содержание циклограммы:

1-я половина дня

Утро:

— индивидуальная работа;

— игровая деятельность;

— элементарная трудовая деятельность;

— познавательно-практическая деятельность;

-двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки), самостоятельная (до и после завтрака);

— специально организованное обучение.

1-я прогулка:

— познавательная практическая деятельность;

— двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физкультурой – согласно перечню занятий на неделю); самостоятельная  (ежедневно /длительность и время проведения указано в программе/);

—  трудовая деятельность;

— индивидуальная работа;

— игровая деятельность.

2-я половина дня

Перед 2-ой  прогулкой:

— дополнительные образовательные услуги (кружки).

2-я прогулка:

— познавательная  практическая деятельность;

-двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения – ежедневно); самостоятельная (ежедневно);

—  трудовая деятельность;

— индивидуальная работа;

— игровая деятельность.

Вечер:

— индивидуальная работа;

— игровая деятельность;

— художественная деятельность – (музыкальная: развлечения и др.), (изобразительная: рисование, лепка, аппликация, конструирование, дизайн), художественно-речевая, театральная;

—  трудовая деятельность;

— самостоятельная двигательная деятельность (в том числе подвижные игры) – ежедневно;

В конце циклограммы дается только перечень (основы безопасности, закаливание, здоровый образ жизни). Задачи по основам безопасности, закаливанию, формированию здорового образа жизни реализуются ежедневно во всех видах  деятельности детей в первой и второй половине дня.

  1. Закаливание (обязательные мероприятия с учетом сезонных изменений, дополнений, которые проводятся ежедневно на протяжении дня).

На месяц планируются:

  1. Сотрудничество с семьей (формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные; содержание работы; дата проведения; ответственный; отметка о выполнении).

Сотрудничество с семьёй

Формы работы Содержание работы Дата проведения Ответст-

венный

Отметка о выполнении
коллективные — родительские собрания

— работа с родительским комитетом

— консультации

— анкетирование

— семинары

— вечер вопросов и ответов

— клубы и др.

индивидуальные — посещение семей на дому

— беседы

— консультации

— анкетирование и др.

наглядно-информационные — папки-передвижки

— библиотека-передвижка

— фотомонтаж

— фотовыставки

— фотогазеты

— семейный вернисаж

— копилка добрых дел

— выставки совместных работ (помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в д\с, советы, рекомендации) и др.

  1. Индивидуальная работа с детьми по разделам программы (на каждую неделю текущего месяца с указанием содержания работы, имени и фамилии ребенка, учета проведенной с ним работы) с внесением дополнений на следующую неделю по результатам наблюдений за деятельностью детей в течение текущей недели. Коррекционная работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и другими узкими специалистами.
  2. Специально организованные виды деятельности (игры, занятия на каждый день в соответствии видами детской деятельности на неделю):

— тема недели;

— вид занятия;

— тема занятия;

— программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

— источники планирования;

— учет освоения;

— дополнения.

  1. Виды детской деятельности:общение, познавательная практическая, игровая, художественная (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театральная), элементарная трудовая деятельность.

 Примечание. В данном разделе по каждому виду деятельности планируются формы работы с детьми с указанием цели.

Виды детской деятельности

«Общение» — планируются беседы, разговоры, коммуникативные и проблемные ситуации, этюды (этюд — имитация, этюд – пантомима), ситуации невербального общения (Выходи играть к нам, Тише, Разговор через стекло, Предупреди друга, что дорога скользкая, Поздороваемся с закрытыми глазами и т.д.), игровые развивающие комплексы, рассказывание, объяснение, рассуждения, диспут, дискуссия,  обсуждение ситуации, решение проблемных вопросов или задач или ситуаций, составление сообщения и т.д.

«Познавательная практическая деятельность» — элементарно опытническая деятельность, обследование предметов, пространства, экскурсии, рассматривание карт, наблюдения, моделирование и т.д.

«Игровая» — игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные, музыкальные и др.

«Художественная»

— музыкальная деятельность: прослушивание муз. произведений, игры на муз. инструментах, развлечения и т.д.

— изобразительная: рисование, лепка, аппликация,  рассматривание скульптур, архитектуры, изготовление коллажей, декораций к костюмам, рисунки-фантазии и т.д.

— художественно-речевая: чтение рассказов, стихов, сказок и др. произведений; прослушивание грамзаписи;  фантазирование на тему…; творческое рассказывание; придумывание рассказов, сказок, загадок; викторины; поэтические развлечения и т.д.

— театральная: игры-драматизации, спектакли, инсценирование и т.д.

 « Трудовая деятельность» — поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, дежурство.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.