• Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Сюжетно-ролевая игра как отражение представлений дошкольников о трудовой деятельности

Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, является важным средством воспитания. В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основной особенностью в игре являются: соблюдение правил.

Именно в игре дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни; в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. Так же возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых. Развивается творчество и воображение. Формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство дружбы и товарищества, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Наиболее доступной формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно-ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.

Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий. Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки, но если нет под рукой нужных игрушек, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что ребята, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, пожарного, не смогут разыграть роль пожарного. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

получения сведений о профессиях от родителей;

воспитателей детского сада;

от сверстников и детей более старшего возраста;

из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

Информацию о профессиях детям можно преподнести во время педагогического процесса в детском саду (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности).

Одной из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжаться при понижении интереса ребят.

Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики, и девочки. Бывают заметны некоторые отличия, которые нельзя считать абсолютными. Так, девочки с большим удовольствием исполняют роли воспитателя, учителя, продавца, повара, врача, портнихи. Ребята же — водителя, пожарного, пилота, строителя… Однако преобладание подобного направленного интереса не означает, что, допустим, девочки не играют в мальчишечьи игры, — еще как. Да и наоборот.

На каждом возрастном этапе ознакомление с профессиями, трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, необходимо проводить с постепенным усложнением ее содержания и характера.

В первой младшей группе трудовые действия носят имитационный, подражательный характер.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника, совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика). Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд советских людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты, но могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан, штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Начиная с 3лет мы переводим внимание ребенка в игре от действия с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Мы учим детей брать на себя игровую роль, чтобы все понимали, что это не мальчик Тимофей, а шофер. Для формирования ролевого поведения начиная совместную игру с детьми, используем парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике например «семейные» роли: мама — дочка, бабушка — внучка, а также: доктор — больной, продавец — покупатель и т. д

Чтобы ребенок полноценно овладел ролью учим ребенка действовать с предметами: доктор делает укол, ставит градусник, шофер ведет машину. Учим ролевому взаимодействию, чтобы ребенок мог вести ролевой диалог.

Непременным условием игры с детьми является неоднократное называние им своей роли «Я доктор, полечу больного мишку» и т. п., и обращение к партнеру как носителю роли «Заходите, больной» и т. п., разговор с ним.

Если мы видим, что один из мальчиков в одиночестве вращает закрепленный на стойке штурвал. То предложим кому-нибудь из детей: «Вова, давай вместе со Стасом поиграем? Он на корабле куда-то плывет. Стас, ты кто? Капитан? Можно, мы с Вовой будем матросами? Я матрос. Капитан, приказывайте, что мне делать. Наблюдать за берегом в бинокль? Вова, а ты тоже спроси у капитана, что тебе делать»

В ходе таких совместных игр педагог своими вопросами, репликами старается максимально активизировать сюжет и ролевую речь детей.

Вначале педагог как партнер, вносит в игру игровые идеи, пытается организовать общение в игре. Далее, выступает как координатор игровых замыслов и общения детей, оказывает помощь в развертывании сюжета игры. Когда опыт осуществления игры освоен, он становится наблюдателем за играми детей, оказывает помощь при трудностях в общении, проблемных ситуациях, изменений в предметной среде.

Для развития сюжетно-ролевой игры необходимо проводить  экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры, проигрывание игровые ситуации.

Задача в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Но педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому лучше играть с небольшой подгруппой. Каким образом можно это делать?

Выбираем одного из детей в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой, то подключаемся к ней, если нет — предлагаем ребенку основную в сюжете роль (например, «врача», а себе берем («пациента»). Начав игру, предлагаем такую же роль, как у себя самого, еще нескольким детям: «Давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору!». «Полечившись» у доктора и уступив место следующему пациенту, мы меняет свою роль: «Я теперь медсестра. Доктор, давайте, я вам буду помогать». Затем на роль «медсестры» снова привлекаем кто-нибудь из детей (из пациентов, ожидающих своей очереди, а сами становимся «другим врачом».

Меняя роли в игре, мы каждый раз развертываем новый диалог со своим основным партнером (разговариваем с врачом как пациент, как медсестра, как равный товарищ по работе). При этом последовательно сменяя роли мы изменяем взаимодействие с ребенком-«врачом» это является как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде и профессиональной деятельности взрослых – необходимый процесс, которым управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, в большей части сюжетно-ролевую игру.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.