Игра — наиболее естественная, форма взаимодействия взрослых и детей, именно в виде игры личность развивается свободно, стремительно и гармонично.
Но далёко не всё взрослые умеют играть с детьми всерьез, увлеченно, самозабвенно, как это делают дети. Многие просто не знают, как подступиться к ребенку, о чем с ним говорить, как заинтересовать его. Можно ли этому научиться?
Специально подобранные игры, позволяющие развить внимательность, наблюдательность, мышление, память, связную речь, моторику, креативность, закрепить и расширить знания ребенка об окружающем мире, станут вашим маяком в бескрайнем море детских возможностей.
На основе простейших игр, не требующих специальных знании и длительной подготовки, взрослый сможет совершенствовать навыки сотрудничества и руководства детской деятельностью.
Вы можете научить ребенка выполнять различные действия по инструкции, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Организуя игровые занятия с ребенком, помните – это не вынужденная необходимость, а прекрасные минуты, проведенныё вместе.
Разговор за столом
В эту игру можно играть, пока вы, например, ожидаете заказ в кафе.
Задача:
— развивать аналитическое мышление;
— способность классифицировать;
— речь;
— словарный, запас;
— навыки общения.
Оборудование: предметы, которые обычно находятся на обеденном столе: столовые приборы, баночки с перцем и солью, салфетки, пакетики с сахаром или кетчупом, меню и др.
Порядок действий
- Пока вы ожидаете заказ, загадайте один из предметов, находящихся на вашем столе.
- Опишите ребенку его размер, форму, расскажите, для чего его используют.
- Пусть малыш попытает угадать, о чем вы думаете.
- Обязательно похвалите, если он угадал.
- Если же у него возникли затруднения, дайте подсказку.
- Поменяйтесь ролями. Теперь ребенок пусть загадывает предметы, описывает их, а вы попытаетесь угадать.
- Продолжайте так до тех пор, пока ребенок не отгадает все предметы на столе.
Игры с пуговицами
Задачи:
— развивать мелкую моторику;
— восприятие цвета и величины;
— аналитическое мышление;
— воображение.
Оборудование: пуговицы разного размера и цвета, разноцветные стаканчики, коробка из-под обуви.
Порядок действий
- «Сортировка». Одно из самых увлекательных занятий. Пуговицы можно сортировать по величине, цвету, количеству дырочек, материалу. Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета.
- «Забей гол в ворота». Нужна крышка от коробки из-под обуви. Рисуем футбольное поле, ворота лепим из пластилина или делаем из маленьких коробочек. Два игрока щелчками отправляют по очереди шайбу-пуговицу в ворота
- «Супчики» из пуговиц». Это девчонки любят. В игрушечные кастрюльки пуговки насыпать, перемешивать их, «варить», ложкой по тарелочкам раскладывать — красота! Какого цвета у вас будет пуговичный компот? А борщ?
- «Попади в цель». Взрослый ложиться с ребенком на ковер. Поодаль ставят шляпу. Берут пуговицы двух цветов — плюх, плюх — бац! Бросают их в шляпу (или мимо — как уж получится). Какого цвета пуговиц больше — тот и выиграл!
Игра с фольгой
Задачи:
— развивать умение классифицировать;
— образное мышление;
— общую моторику;
— воображение;
— социальные навыки.
Оборудование: несколько небольших игрушек вашего ребенка: фигурка героя, мягкая игрушка, мяч, кубик, кукла, а также алюминиевая фольга, бумажный пакет, стол или пол.
Порядок действий
1.Соберите небольшое количество маленьких игрушек.
2.Оберните каждый предмет фольгой.
3.Поместите игрушки в бумажный пакет и поставьте его на стол или пол между собой и ребенком.
5.Выньте один предмет и вручите ему.
- Предложат ощупать предмет и попробовать отгадать, что это такое.
- После попыток отгадать, что это, разверните игрушку и покажите ему,
- Повторит эти действия, пока все игрушки не кончатся.
- Позвольте вашему ребенку разворачивать предметы для вас.
Фигурки из проволоки.
Задачи:
— развивать понимание причинно-следственных связей;
— образное мышление;
— фантазию и творческие способности;
— общую моторику;
— навыки решения проблемных ситуаций.
Оборудование: стол и мягкая проволока разного цвета.
Порядок действий
1.Освободите стол и посадите за него вашего ребенка.
2.Положите перед ним проволоку.
- Покажите ребенку, как можно загибать, крутить, закручивать, соединять проволоку с помощью пальцев.
- Позвольте ему делать с проволокой все, что он захочет. Если у него вначале возникнут проблемы, предложите свои идеи: как можно проволоке придать форму животного, человека, буквы, цифры, здания и т.д.
«Волшебная» картинка
Задачи:
— развивать понимание причинно-следственных связей;
— развивать: аналитическое мышление; умение выражать эмоции; моторику рук; речь; социальные навыки.
Оборудование: листы белой бумаги, карандаши, плоские предметы с рельефным рисунком (например, монета, лист с дерева, кредитная карточка, рельефная картинка, плоский медальон и т.д.), бумажный или целлофановый пакет, стол.
Порядок действий
1.Подберите вышеперечисленные рельефные предметы. *
2.Сложите их в пакет так, чтобы ребенок не видел.
3.Положите этот пакет, бумагу и карандаши на стол. Сядьте вместе с ребенком.
- Попросите его закрыть глаза, а сами тем временем положите один из предметов под лист бумаги,
- Теперь пусть ребенок заштрихует карандашом бумагу, чтобы проявился «волшебный рисунок».
- Сможет ли он угадать, что за предмет находится под листом бумаги?
- Проделайте то же самое с другими предметами.
Возможные варианты: предложите ребенку найти предметы, из которых могут получиться «волшебные» картинки. Обсудите с ним, почему из одних предметов они получаются, а из других нет. Как это происходит?
Таинственный рисунок
Задачи:
— развивать аналитическое мышление;
— умение выражать свои эмоции;
— моторику рук и графические навыки;
— воображение.
Оборудование: белый карандаш
и коробка цветных карандашей, листы белой бумаги.
Порядок действий
1.Нарисуйте что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел.
2.Сядьте за стол и положите перед ним этот лист бумаги.
3.Скажите, что на нем нарисована «волшебная» картинка.
4.Чтобы она появилась, надо легонько заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.
5.Если у ребенка возникнут затруднения, покажите ему, как это делается.
Возможные варианты: предложите ребенку самому создать таинственную картинку от начала и до конца.
Внимание! Используйте небольшие листы бумаги, чтобы ребенку не надоело их заштриховывать.
Специально подобранные игры, позволяющие развить психические процессы, но главной задачей взрослых является научить правильно играть в игры.
Помните – игра это не вынужденная необходимость, а прекрасные минуты, проведенныё вместе.
Педагог-психолог Н.А. Щеглова