Самообслуживание — это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой. Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления,
внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.
Труд по самообслуживанию и элементарный бытовой труд развивают у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую
зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.
В средней группе закрепляют ранее усвоенные навыкои, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главным.
В практике встречается немало пятилетних детей, которые благодаря систематическому упражнению приучены к личной гигиене, к опрятности и порядку.
Вот типичное поведение пятилетнего ребенка при умывании к концу пребывания его в средней группе. Толя быстро подошел к умывальнику, энергично завернул рукава рубашки, смочил руки водой. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо он их вымыл, сделал энергичные круговые движения руками, » послушав, » скрипят ли», затем вымыл лицо и пошел вытираться полотенцем.
Поскольку дети к пяти годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача окончания взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, в чем дети могли обслуживать себя сами, делать за них считается предусмотрительным.
Интересы в этом отношении наблюдения за поведением детей. Виталику долго не удавалось застегнуть пуговицы на пальто, он старательно это делал, но пуговицы каждый раз вырывались из рук в тот момент, когда краем попадали в петлю.
Некоторые дети после сапог (весной) затрудняются зашнуровать и завязать ботинки, надевать и застегивать их. Для многих детей это новый навык, который надо освоить.
Воспитатели должны терпеливо учить их, как надо это делать, добиваться, чтобы они сами справлялись с этой задачей.
Как показывают наблюдения, девочки быстрее осваивают этот навык.
Упражнения, которые постоянно проделывают они, играя с куклами, застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание -содействуют развитию у них мелкой мускулатуры руки, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.
Роль воспитателя — руководить этим процессом. Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки завязывать шнурки, учили дети, которые уже умеют это делать. Они охотно обучают своих товарищей и ревниво следят за их успехами.
Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.
Формирование умения оказывать помощь сверстникам осуществляется в результате активного взаимодействия детей друг с другом в процессе одевания, раздевания, еды, умывания. Воспитатель дает, например, такие задания: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, подскажи, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф, как пользоваться вилкой и т.д. Эти и подобные им задания создания создают разнообразие ситуаций, в которых ребята могут накопить опыт самостоятельного поведения в бытовых процессах, приобрести качества, необходимые в повседневной жизни, сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности у всех детей.