Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей
природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно
поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать — я сам! Часто по разным причинам — из-за
отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка — мы стремимся
сделать все за него сами.
Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишая его самостоятельности, подрывая у него веру в свои силы, приучая надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя — это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Конечно, малыши не сразу приобретает необходимые навыки, и мы должны учить его, но не делать за него. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, неумеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования
пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Когда мы причесываем девочек, мы читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:
= приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
= уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
= учить тому, что и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
= познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
= учить сервировать стол к чаю.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из
правильной последовательности.
Навыки, которыми должен овладеть ребёнок к трем годам:
1 Продолжать учить под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой.
2 Насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3 Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок, использовать зеркало
4 Формировать навык пользования индивидуальными предметами: полотенце, носовой платок, салфетка, расчёска, горшок.
5 В процессе еды побуждать к самостоятельности, учить держать ложку.
6 В процессе одевания и раздевания напоминать их порядок.
7 При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застёжки на липучках);
8 При небольшой помощи взрослого учить аккуратно складывать снятую одежду, в определённом порядке;
9 При небольшой помощи взрослого учить правильно надевать обувь и одежду.
Помогите своему малышу стать самостоятельным, шагать по жизни уверенно, и вы будете гордиться его успехами!