Искусство пения еще со времен античности причисляли к тем способностям, которыми должен уметь пользоваться каждый образованный человек. Как известно, любой навык лучше развивать с раннего возраста, из чего следует, что для воспитания музыкально развитого ребенка необходимо начать приучать его к пению как можно раньше, но делать это нужно грамотно. Для того чтобы научить дошкольника управлять голосом, потребуется немало усилий, но результат вознаградит все приложенные старания.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка, т.е. обучение пению, оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечнососудистой системы, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье. И, наконец, пение не только доставляет удовольствие поющим, но и развивает их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение, активизирует умственные способности.
Итак, можно выделить следующие задачи при обучении хоровому пению:
формирование вокально-хоровых навыков: развитие слуха и голоса – (чистота интонирования), работа над дикцией (над артикуляцией и звукообразованием), навык пения в ансамбле (целостное, слитное звучание), обучение правильному дыханию
развитие «общеучебных» навыков и умений: памяти, речи, внимания, эмоционального отклика на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности
развитие интеллектуальных способностей: расширение кругозора, формирование положительного отношения детей к музыкальному искусству, к окружающему миру через постижение ими эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы должен быть подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков и общеучебных, а также осуществлять интеллектуальное развитие.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении. Певческая установка (правила пения):
— сидеть (стоять) ровно;
— не сутулиться;
— корпус и шею не напрягать, голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
— дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
— петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ-решает многие задачи в развитии ребёнка и все они развивают речь, интелект, укрепляют здоровье, обогащают эмоциональную сферу, формируют музыкальный вкус, приобщают к музыкальной деятельности, развивая музыкально- творческие способности воспитанника.
Музыкальный руководитель Высоцкая Ольга Александровна