Игры и игровые приемы при автоматизации звука

Сегодня в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии». Существуют разные взгляды на раскрытие его значения.

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. Беспалько)

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса.

Современное традиционное обучение подразумевает использование определенных общеизвестных классических технологий в специальном образовании. Модернизация системы образования связывается, в первую очередь, с введением в образовательную среду инновационных технологий, целью которых является формирование активной творческой личности, способной к самостоятельному решению проблем. Новация — это само средство, а инновация — процесс его усвоения. Сущность инновационной деятельности заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему.

В спецобразовании все чаще активно используются, преобразуются и разрабатываются современные коррекционно-развивающие технологии, комплексное применение которых позволяет получить положительные результаты в обучении, коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями. Игровые технологии рассматриваются как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса обучения, объединенное общим сюжетом, содержанием и персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс и усвоить учебный материал детям. Все игровые технологии направлены на оптимизацию процесса обучения. Игра имеет важные функции:

— функции социализации, коммуникации и самореализации;

— функция получения представлений об окружающем;

— психотерапевтическая функция;

— диагностическая функция;

— коррекционная функция и др.

  1. ЛЕГО — педагогика — новейшее направление в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО — технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. ЛЕГО — конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. Неоспоримо и удобство в применении ЛЕГО ДАКТА. Конструктор можно использовать на полу и на столе, применять на уроке, в игре, на занятии и не бояться, при этом, его сломать. Важно уметь использовать игровые приемы ЛЕГО на коррекционных занятиях, т. к. работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию. Вот некоторые примеры использования ЛЕГО на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения:

— конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок») ;

— конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;

— конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р — машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток) ;

— дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок) ;

— при помощи ЛЕГО — конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;

— составление схемы предложения в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами) .

— отрабатывая темы словаря, можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству;

— использование кубиков Лего как подставки под картинки.

С применением Лего-технологии важно отметить повышение мотивации детей на занятии по коррекции звукопроизношения в связи с соблюдением принципа гендерности в обучении.

  1. Технология использования самодельных кукол в коррекционно-воспитательном процессе интересна, необычна и оригинальна. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для себя новую игрушку. Большая часть самодельных игрушек — это так называемые образные куклы, отражающие условно обобщенные образы реальной действительности или сказочные фантастические образы. При помощи дидактической куклы всегда легче сформировать внутреннюю мотивацию и познавательный интерес ребенка к учебной деятельности, требующей усидчивости и внимания и превратить кропотливый труд в маленький праздник общения с необыкновенным гостем. Куклы помогают сформировать определенный стиль общения между логопедом и ребенком через игру-сказку. Кукла может предложить задание, загадать загадку, участвовать в диалоге, подвести итог и т. д.

а) Куклы-буквы. Игрушки сшиты из ткани и набиты синтепоном. Образ живого существа создается при помощи пришитых головы и ног. При постановке и автоматизации любого из звуков, соответствующий герой может сообщать тему занятия, предложить игру-звукоподражание, погладить ребенка по руке, по щеке, позвать к зеркалу, закрепляя положительный эмоциональный настрой. Создавая игровые ситуации, кукла-буква может попросить подобрать для нее опр. картинки, определить ее место в слове. Кукла-буква балуясь, может произносить свой звук неверно и предложить ребятам произнести слово правильно.

б) Забавная варежка. Куклу-варежку можно изготовить из ткани, либо использовать готовые гольфы. Нарисовать две лицевые части головы (диаметр 10 см) с изображением артикуляции губ двух противоположных звуков (с-ш; з-ж; о-у; и-ы). Логопед предлагает ребенку слова по теме дифференциации звуков, а ребенок, сгибая и разгибая пальцы ладони, показывает подходящую артикуляцию куклы-варежки (с-ш, з-ж, либо поворачивает ладонь внутренней или наружной стороной (о-у, и-ы) лицом к логопеду.

в) Кукла Бяка-Закаляка. Мягкая игрушка с озорным лицом любит баловаться, давать задания, создавать трудноразрешимые ситуации, хвастаться. В ее руках резиновый ластик, чтобы подтирать детали контурных изображений предметов и букв, а карандаш для того, чтобы «закалякивать», заштриховывать, зачерчивать и дорисовывать детали в заданиях.

Такую куклу особенно удобно использовать для заданий, направленных на профилактику оптической дисграфии.

г) Образная самодельная кукла «Бабушка». Рост-150см. Каркас куклы -деревянная палка крестом. Одежда — кофта, юбка, фартук. Педагог вставляет свои ступни в тапочки, руками держит каркас — кукла движется, поворачивается, наклоняет голову.

Использование куклы на занятиях:

— сюрпризный момент;

— исправление бабушкиных звуковых и грамматических ошибок;

— составление описательного рассказа о Бабушке-кукле и о своей родной бабушке. ;

— контроль звукопроизношения во время пересказов предложенных бабушкой рассказов и сказок;

— повторение скороговорок и отгадывание загадок.

  1. Игровые технологии в логопедии включают огромное количество занимательных дидактических игр, необходимых для коррекции звукопроизношения, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Интересные методические находки связаны с применением игр на основе обыкновенных кубиков.

Предложенные игры с кубом предполагают в качестве основной цели автоматизацию заданных звуков в игре.

а) Куб с символами, обозначающими гласные звуки «а, о, у, и, ы, э». Дети подбрасывают куб и произносят слово на заданный на верхней грани куба звук — символ.

б) Куб «Фигуры» На гранях куба изображены геометрические фигуры разных цветов. Подбрасывая куб, ребенок называет фигуру и соответствующий ей по форме предмет (квадратная скатерть, круглый шар, прямоугольная дверь, треугольное печенье)

Цели:

— закрепление представлений о цвете и форме;

— автоматизация звука «Р» в словосочетаниях;

— упражнение в согласовании им. прилагательного с им. сущ.

в) Куб «Столько — сколько». На гранях куба разное количество кружков

Дети называют картинку с заданным звуком столько раз, сколько кружков на верхней грани куба.

г) Куб «Кто скорей? » На гранях кубов картинки на опр. заданный звук. Соревнующиеся дети одновременно подбрасывают свои кубики и называют верхние картинки. Выигрывает тот, кто первым назовет все 6 картинок.

д) Куб «Слоги» На гранях куба слоги с заданной буквой (С, СО, СА, СУ) Ребенок читает слог и называет слово на данный слог, либо подбирает картинки на столе.

Повышение активности ребенка посредством включения его в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на формирование связной речи и лексико-грамматических ее компонентов, на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.

В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.

Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции произносительных дефектов у детей. Ведь, не зря говорят, что когда учиться легко, учиться хочется.

 

Учитель-дефектолог    И.В.Велесюк

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.