Речь это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Главным слушателем ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности.
Логопед может обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.
Выделяют несколько стилей общения матери и ребенка:
1-ый стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговори всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, может поддерживать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».
При таком общении сильных нарушений речи у детей всего 13%,
слабых нарушений речи – 39% и 48% детей с нормой речевого развития.
2-ой стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Эмоции ребенка кажутся матери неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь!» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает повышать тон рассказа, сопровождая его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только усиливает негативную реакцию матери, у которой появляется непринятие ребенка, а сам ребенок становится гиперактивным.
Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит»
При таком общении сильных нарушений речи у детей уже 17%,
слабых нарушений речи – 53% и 30% детей с нормой речевого развития.
3-ий стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытаются вступать в контакт с матерью. На улице в таких парах мать , как правило смотрит в одну сторону, а ребенок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица.
Этот стиль общения называется «Оба молчат».
При таком общении сильных нарушений речи у детей 30%,
слабых нарушений речи – 43% и 27% детей с нормой речевого развития.
4-ый стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает иногда бьет.Этот стиль назван «Мать агрессивна»
При таком общении сильных нарушений речи у детей 27%,
слабых нарушений речи – 40% и 33% детей с нормой речевого развития.
Каждая третья мать старается оттолкнуть от себя ребенка;
она считает необходимым рвать все связи, которые ребенок пытается наладить с ней и с окружающим миром. Ребенок не сдается: он старается объяснить матери, что любит ее и хочет общаться с ней, но это дает обратный результат: мать испытывает психологический дискомфорт от близких контактов с ребенком. В отношениях с друзьями такая женщина бывает даже очень милой и обаятельной, а чрезмерная активность ребенка и ее «страдания» по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьям.
Уважаемые мамы, помните, что педагог может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью!
Учитель-дефектолог Велесюк И.В.