Утомление – это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной деятельности ребенка. Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение; сохранение черт, присущих конкретному ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенно засыпания, аппетита, поведения и пр.) – признаки отсутствия у ребенка утомления и переутомления.Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, – пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, подходящий именно для вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно – ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, грусти и т. п. Внимательным родителям сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости могут проявляться по-разному, вот некоторые из них:
– подавленное настроение;
– медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;
– трудности с засыпанием;
– некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;
– нарушения координации движений, особенно рук;
–возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия – разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д. ;
– чрезмерная активность, несвойственная ребенку – бесцельно бегает, прыгает, толкается.
Кроме того, у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин переутомления наиболее частые:
–чрезмерная нагрузка на нервную систему (постоянное нахождение ребенка в местах, где много людей);
– нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например);
– недостаточное пребывание на свежем воздухе;
–душное помещение, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике, плохое освещение и т. д.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской, помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита т. д.).
Конечно, каждый родитель по-своему стремится к тому, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – т. е. прежде всего психологически здоровым. Достичь этого можно, следуя простым рекомендациям.
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать подготовительные курсы к школе, а также тем, чья жизнь резко изменилась ввиду некоторых причин (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т. д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
– от возраста – чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает;
– от темперамента – дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям;
– от состояния здоровья – физически слабый, легковозбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать;
– от наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, знакомым, находится в общественных местах и т. д.);
– от контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку;
– от разницы отношений взрослых дома и в детском саду – если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны;
– от умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Рекомендации для родителей «Как избежать утомления, переутомления ребенка»
- Следите за состоянием своего ребенка, реагируйте на его жалобы.
- Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости).
- Соблюдайте режим.
- Сохраняйте дневной сон в выходные дни.
- Обеспечьте витаминами своего малыша.
- Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду – свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм.
- Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
- Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!
- Чередуйте спокойные и активные занятия.
- Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. Чередуйте эти занятия с подвижными играми.
- Обеспечьте малышу своевременный отдых.