Развитие двигательных навыков имеет огромное значение не только для занятий спортом или физической подготовкой. Эти навыки необходимы и в таких, казалось бы, совершенно различных видах деятельности, как работа хирурга, управление самолетом, танцы, занятия лепкой, автогонки. Человек, двигательные навыки которого развиты недостаточно, вряд ли сумеет полностью реализовать свои желания в широком спектре человеческих профессий.
До того, как ребенку исполнится 7 лет, родители должны сделать все от них зависящее, чтобы ребенок овладел широкой гаммой двигательных навыков.
Запомните! Вы не сумеете научить вашего ребенка новому движению, пока он не будет готов освоить его. Быть готовым означает, что ребенок:
1) уже освоил предыдущий двигательный навык;
2) достаточно развит умственно и физически, чтобы освоить его;
3) хочет и стремится его освоить.
Рекомендации по созданию собственной игровой площадки для детей
Картонные ящики. Составив их вместе, можно сделать великолепный извилистый туннель, по которому ребенок может ползать, и из них же получаются хорошие и совершенно безопасные препятствия.
Обрезки ковра. Из них получаются хорошие спортивные маты.
Надувные мячи и игрушки. Надуйте 2—3 мяча или несколько других игрушек, и пусть ребенок гоняется за ними или катается на них (под вашим присмотром!), перекатывайте мяч вместе с ним.
Воздушные шарики. Устройте игру: кто дольше продержит шар в воздухе.
Пуфики или диванные подушки. Свалите их в кучу или разбросайте по комнате — пусть ребенок карабкается вверх и вниз по мягким «горам» и пробирается по извилистым ущельям. Также можно воспользоваться ими для бега или ползания с препятствиями.
Примерные упражнения
1. Зайчик. Пусть ребенок имитирует заячьи прыжки: сначала прыгает как маленький зайчонок, а потом — как большой заяц. Вы можете разнообразить это упражнение, превратив ребенка в кенгуру, лягушку, прыгающую через забор лошадь и т. п. Учите ребенка прыгать в разных направлениях, возвращаясь обратно на место старта.
2. Попади по клубку. Подвесьте моток какой-либо пряжи так, чтобы он оказался на уровне пояса ребенка, и дайте ему в руки ракетку для настольного тенниса, чтобы он ударял по мотку, стараясь не промахнуться. Полезно, если ребенок будет менять темп и силу ударов.
3. Повиси на палке. Держите любую палку так, чтобы ребенок, ухватившись за нее обеими руками, повис в воздухе, и поднимайте палку (для самих родителей, кстати, значительно полезнее делать это, не сгибая спину, а опуская или поднимая руки или сгибая ноги в коленях).
4. Поймай мяч. Ребенок ударяет мяч об пол так, чтобы он затем ударился об стенку и отскочил обратно. Ребенок должен поймать мяч и снова ударить его об стенку.
5. Повороты под мячом. Ребенок ударяет мячом об пол так, чтобы после удара он как можно выше подпрыгнул в воздух, делает поворот кругом и ловит мяч. Прекрасное упражнение для развития общей координации движений и чувства равновесия.
6. Фламинго. Встаньте лицом к лицу с ребенком, и пусть каждый поднимет ногу и останется стоять на другой. Постепенно учите ребенка держать подошву поднятой ноги на внутренней стороне бедра опорной (чем выше, тем сложнее). Пусть ребенок стоит столько, сколько сможет. Сначала предложите ему делать упражнение около стенки или какого-то предмета, чтобы он мог держаться в случае необходимости, но затем переходите на открытое пространство.
7. Вверх-вниз. Встаньте рядом с ребенком и медленно начинайте приседать, а затем выпрямляйтесь в положение «на цыпочках». Упражнение должно быть сделано так медленно, как только можно, чтобы достичь максимального эффекта растягивания.
Как видите, мы имеем массу возможностей, помочь ребенку удовлетворить свою постоянную потребность в движении, а также помочь формированию самых разнообразных двигательных навыков.
Поэтому, прежде чем приступать к организации специальных занятий, броситься на поиски средств, для приобретения каких-либо дорогостоящих пособий, произведите «ревизию» дома. Наверняка там найдется многое для обеспечения полноценной двигательной деятельности.
Но кроме этого, каждому ребенку необходимы специальные занятия для обеспечения качественного созревания мышц. Занимаясь физкультурой с ребёнком, особое внимание надо обращать на те движения, которые необходимы во всех возрастах. Эти движения рассчитаны на перемещение тела. Ползание, метание, прыжки, лазанье, ходьба, бег и т.д.
При этом необходимо помнить, что не найдется и двух детей, которые развиваются абсолютно одинаково, так что «привязки» к возрасту должны восприниматься родителями только как приблизительные ориентиры, а не точные показатели.
В любом случае рекомендуется ввести в семье регулярные «игровые паузы» продолжительностью от 10 до 20 мин в день (при всей родительской занятости это время можно найти).