Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
На занятиях нет ограничений и запретов. Вы внимательно слушаете ребенка и, рисуя, вместе вы приходите к тому итогу, который будет максимально позитивным в вашей ситуации.
Материалов должно быть всегда достаточно. Не допускайте ситуации, когда ребенку не хватает художественных средств, чтобы реализовать свою идею. Большой выбор кисточек по размерам, разная бумага (ватман, А4, обои, цветная) и т. д.
Предлагайте детям различные интересные материалы, не связанные в нашем восприятии с процессом рисования: крупы, мятая бумага, макароны, ракушки, паста, кофейные зерна…
Различные художественные материалы по-разному влияют на ребенка. Краски (гуашь): спонтанное рисование, снимают зажатость. Карандаши: сдерживают гиперактивность. К тому же, снимают неуверенность — ведь можно стереть и перерисовать. Глина (пластилин, соленое тесто): работа с агрессией, снимает негативные эмоции и зажимы. Коллаж, например, из журнальных вырезок, уменьшает тревожность, страх неумения (рисовать).
Хорошо использовать музыку (детские песни, мелодичные композиции, звуки природы). Но всегда нужно спрашивать ребенка, хочет ли он слушать музыку.
Когда Вы приносите детям наборы красок, попробуйте заранее убирать из них черную. Только, если ребенок будет настаивать, верните ее: значит, ему необходима разрядка через черный цвет. Если ребенок закрашивает лист темной холодной краской, предложите ему нарисовать на этом листе оранжевые следы рыжей лисицы, цветочную полянку. Тем самым Вы вносите яркие пятна в детский рисунок, а значит и в настроение ребенка.
РЕЗУЛЬТАТ НЕ В ОТЛИЧНОМ РИСУНКЕ, А В ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ НАЧИНАЕТ УЛЫБАТЬСЯ!
ЗАБАВНАЯ РОЖИЦА
Нам понадобятся: маркеры, ладошки.
Рисуем глазки и улыбку на боковой стороне ладони. Рожица начинает разговаривать с малышом. Она такая смешная, что невольно вызывает улыбку. На своей руке ребенок может нарисовать рожицу сам (или с вашей помощью). Эта техника называется «разогрев». Начав заниматься, вы поймете, почему именно так. Настроение разогревается, наши руки разговаривают сами, корчат веселые рожицы. Не улыбаться невозможно.
ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК
Нам понадобятся: наборы пластилина
Совет: остановите свой выбор на наборах естественных цветов, а не ярких, которые могут подсознательно раздражать.
- Берем брусок пластилина, надрезаем его с одного конца – получаются ноги.
- Если девочка — делаем два надреза на боковых сторонах пластилинового бруска – это руки.
- Скатываем два шарика пластилина побольше и два маленьких — глаза и зрачки человечка.
- Раскатываем кусочек пластилина в длинную веревочку и делаем из нее рот для человечка.
ТАИНСТВЕННЫЕ РИСУНКИ
Это занятие очень нравится детям, так как содержит в себе некий элемент волшебства.
Нам понадобятся: восковые мелки, масляная пастель или свечки. Ватман. Кисти больших размеров. Зубная щетка. Акварельные краски или гуашь.
- Положите на застеленную клеенкой рабочую поверхность листы ватмана.
- Предложите детям выбрать тему для рисования: “Море”, “Космос”, “Лесная полянка” и т. д.
- Восковыми мелками нарисуйте планеты, звезды, рыб, просто закрученные в спирали линии, все, что соответствует выбранной Вами теме.
ВАЖНЫЙ СОВЕТ: заранее оставьте в наборах светлые мелки (белые, желтые, оранжевые, светло-голубые), а остальные просто уберите. На ватмане будут появляться светлые очертания, почти невидимые. “Кучерявые” линии на фоне покажите детям сами, а они подхватят.
А ТЕПЕРЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ:
- Начинайте закрашивать всю поверхность яркими акварельными красками, не конкретно предметы, а именно фон. Проявляются невидимые до этого белые линии. Ведь акварель не ложится на воск, парафин или пастель! Именно этот момент “проявления” вызывает у детей огромный восторг и массу положительных эмоций.
5. Можно обмакнуть зубную щетку в густую гуашь подходящего цвета и разбрызгать ее по рисунку, смахивая краску с ворсинок — получится снег, капельки дождя, звезды, солнечные брызги.
СОВЕТ: не надо долго водить кисточкой с краской по рисунку, так как воск постепенно смывается.
МАКАРОНОМАНИЯ
Эта техника хороша тем, что дети получают возможность по-новому взглянуть на привычные вещи.
Нам понадобятся:
Макароны всех форм и размеров. Гофрокартон. Клей ПВА. Гуашь. Кисти.
- Заранее нарежьте картон на прямоугольники.
- Можно сначала на картоне нарисовать рисунок клеем
- И наклеить на рисунок макароны.
- Можно каждую макаронину намазывать клеем, фантазируя уже в процессе работы.
- Готовую макаронную композицию высушите.
- Раскрасьте гуашью получившийся рисунок.
«СЪЕДОБНЫЕ» КАРТИНЫ
На полочках в кухонном шкафу хранятся целые богатства — различные крупы, пряности, специи. С помощью их можно создавать великолепные картины, как плоские, так и объемные.
Нам понадобятся: крупы: рис, гречка, манка, пшено, кукурузная крупа овес, фасоль. Семечки: тыквенные, арбузные, подсолнечника. Пряности: гвоздика, бадьян, перец горошком. Плотные листы бумаги или гофрокартон. Клей ПВА в тюбике с узким наконечником. Пластилин. Кисть для клея.
- Нанесите на картон клеевой рисунок или слой пластилина
- Насыпьте крупы, семечки, специи на клей или вдавливайте их в пластилин.
- С малышами: нанесите на контуры рисунка клей, выдавливая его тонкой полоской из тюбика.
- Засыпьте весь рисунок слоем крупы (подойдет гречка, кукурузная крупа).
- Дайте клею подсохнуть минут 10 и стряхните ненужную крупу.
- Дети будут в восторге от настоящего шедевра, который у них получился.
Педагог-психолог Н.А. Щеглова