Научиться правильно и бегло произносить звук Р — одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.
Считается, что большинство звуков ребенок должен правильно
выговаривать к 4-4,5 годам. И только для звуков Р и Л сделано послабление — их ребенок в норме должен «приручить» к 5-6 годам. Однако для упражнений на постановку звука Р логопеды строгих возрастных привязок не устанавливают — речевая гимнастика (как, например, и физическая зарядка) в любом случае одинаково полезна ребенку, который не выговариваетнекоторые звуки, и в 3, и в 4, и в 6 лет.
Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его
воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата,
достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические
«достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают
определенные трудности в формировании правильного произношения звука
Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у
подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные
детские «издевательства» над звуком Р:
Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно
для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж
(вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо
корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для
русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок
может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а
например грассировать (как принято во французском языке), или излишне
вибрировать (что характерно для английского).
Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите
малыша «порычать» — иными словами, несколько раз произнести звук Р сам
по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за
вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не
удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться
именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же
«рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р
неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде
всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.
Освободить звук Р «из-под узды»
Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на
постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить:
даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма,
решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже
тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках
рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима
хотя бы одна, первичная, консультация логопеда.
Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р
объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом,
малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько
индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой
«уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.
В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык
малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение
ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных
упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту
связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду
движения. Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве
случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения
специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на
постановку звука Р.
Другие причины неправильного произношения звука Р
Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом
случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой
звука Р, сколько… гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша
на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в
трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до
подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-
ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро
укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.
Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило,
нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые
конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей
речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при
разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие
и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф,
няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)
«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание
— это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее
распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются
хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные
заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития
правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где
речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает
логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.
Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки — в
том числе и звук Р — определяется не только развитым артикуляционным
аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но
отчасти и генетически.
Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у
ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой
гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.
Логопедическим упражнениям — самое время
Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло
пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так
и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо
улетают шаиики, а молоко дают коёвы…
Первая консультация у логопеда обогатит вас знаниями, какие именно
проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и
какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо
особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев
постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит
ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы
будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению
произношения может растянуться на год-полтора.
Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится
условно на три этапа:
сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот
звук изолированно, сам по себе;
затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и
словах;
и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях
и скороговорках.
В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители
нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша
немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда
проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.
Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут
Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к
сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от
попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать
конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно
произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько
техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление
артикуляционного аппарата.
Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и
логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и
позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не
малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять
речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и
разные звуки произносить, а для малыша это всегда — огромный труд,
дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы
добьетесь успеха.
Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со
звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную
игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не
заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи.
Даже с таким коварным, как звук Р.
Упражнения для разминки
Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых
начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые
эффективные упражнения для разминки:
Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и
приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком
верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла.
Повторить упражнение 10-12 раз.
Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно
улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из
стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-
20 раз.
Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык
прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий
звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко,
затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
«Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем
ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов
слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем,
не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый
верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.
Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен
открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении
попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно,
упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова
произнести «з-з-з».
Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат,
укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для
отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.
Упражнения на постановку звука Р
К числу наиболее простых упражнений, подходящих для
самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести
следующие:
1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию
верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через
пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик
языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р
пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию
языка и постепенно запомнить ее.
2 Для следующего упражнения понадобится специальный
логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных
магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне
комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или
фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак:
для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-
ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте
ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык
шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево,
создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук
«ж-ж-ж» — таким образом он почувствует создаваемую воздухом и
колебаниями шпателя вибрацию.
3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести
слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в
упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им
вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно
— вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи»
открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в
предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого
звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…
Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей
картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял
большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку
артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на
словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно
было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить…
Вы и есть — «учитель года»!
Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном
случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы
сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка —
самый лучший учитель и наставник.
Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и
видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая
«под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым
(и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит
правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого
упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до
нескольких месяцев.
Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее
успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги,
типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные
сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и
в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа
«рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен
стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и
правильно произносить слова, переходите к поточной речи.
Учитель-дефектолог И.В. Велесюк