Много игрушек это хорошо или плохо? Какие из них помогут ребенку раньше и лучше заговорить? Такие вопросы родители задают психологу довольно часто. Ответ такой. Игрушек у ребенка должно быть не много и не мало, их должно быть достаточно. Важно понимать, что игрушки – это не только то, что вы принесли из игрушечного магазина. Игрушками могут быть и палочки, листочки, цветочки, найденные в парке, и настоящая посуда, которую вы используете на кухни и множество хозяйственных мелочей и т.д. А еще, любая игрушка содержит в себе развивающий и обучающий ресурс.
На что следует ориентироваться, если вы хотите подобрать для своего ребенка игрушки, способствующие именно речевому развитию.
Ориентируйтесь на соответствие игрушки реальным объектам и предметам по цвету, форме и т.д. Не подходят игрушки неестественных цветов и диспропорциональных размеров (синий медведь, кукла с преувеличенно большой головой и др.). При выборе деревянных рамок – вкладышей и тематических картинок также необходимо следить за реалистичностью изображения.
Обращайте внимание на разнообразие материалов из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Например, мяч может быть резиновый, пластиковый, деревянный, связанный, свалянный из шерсти, плюшевый и т.д. При этом этот же мяч может звенеть, сверкать, шуршать и т.д.
Сенсорные свойства игрушки должны подходить вашему ребенку. Важно, чтобы ребенка не оттолкнул образ игрушки, ее размер (слишком большой или очень маленький), цвет (слишком яркий) и т.д.
Важен порядок и сортировка. В этом кроется развивающий эффект. Сортируйте игрушки по ящичкам, коробкам, корзинкам и мешочкам в зависимости от стоящих перед вами задач. Например. На одной неделе для вас актуальны коробки, в одной из которых лежат все звери, а в другой куклы. На следующей неделе в одной коробке будут лежать мягкие, а в другой твердые предметы. На такие же коробки, корзинки, мешочки лучше клеить значки – обозначения, что будет способствовать развитию инициативы ребенка по выбору игры и его наблюдательности.
Не заставляйте плохо говорящего ребенка убирать игрушки самостоятельно одной фразой «Убери игрушки» или «Быстро убери сам (а) все, что разбросал (а). Ребенок отказывается убирать не только потому, что не хочет, но и потому, что не до конца понимает, как это сделать. Помогайте ребенку убирать игрушки, превратив это в игру. Будьте с ним.
Хорошо, если одна из особо любимых ребенком игрушек станет героем ваших с ним дел. Например, зайчик или мишка от своего лица просят ребенка, что либо сделать и вручают ребенку поощрение. В том случае, если ребенок вел себя не так хорошо, как надо и отказывается делать что либо, именно зайчик лишит ребенка поощрения, а не его мама. Этот способ весьма эффективен при формировании мотивации и преодолении негатива.
Помните, что для успешного речевого развития ребенка актуален настрой «Изучай все вокруг!». Играйте в игрушки с ребенком вместе, рассматривайте, ощупывайте, нюхайте, слушайте, манипулируйте, открывайте, закрывайте, смешивайте, сортируйте!
Учитель-дефектолог Е.Н.Савчук