Логопедический словарь для родителей

А

Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Алалия — (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.

Алексия — (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

Афазия — (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи — полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

Афония — (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.

Б

Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.

В

Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

Вербальный — словесный.

Визуальное общение — зрительный контакт.

Г

Гаммацизм — недостаток произношения звука [ Г ].

Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

-высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.

-диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

-полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

-тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.

-поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Д

Дикция — (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

Дискуссия —(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Диспут — (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины — на научную или общественно важную тему.

Дисграфия — (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.

Дислексия — (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дислалия — (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

Дизартрия — (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дисфония — (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.

Дыхание — условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.

-грудное — дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.

-ключичное — короткое, поверхностное дыхание.

-брюшное — дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.

З

Задержка речевого развития — нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Заикание — логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.

И

Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

-интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

К

Коммуникация — (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коррекция произношения — исправление недостатков произношения.

Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Л

Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексикон — словарный запас.

Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логопедия — (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.

Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

М

Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.

Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Моторика — совокупность двигательных реакций.

Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Н

Навык — автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Недоразвитие речи — см. Общее недоразвитие речи.

О

Обратная связь — процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общее недоразвитие речи — отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Органы артикуляции — губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

П

Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Пауза — остановка в течении речи.

Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Паралингвистика — вокальные возможности голоса.

Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.

Р

Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

—звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;

-ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

-тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

-физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

-фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт — (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

-внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;

-внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия — (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

С

Саморегуляция — процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.

Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Т

Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.

Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.

У

Ударение — различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).

Уздечка — подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

Ф

Фонема — звук речи. В русском языке — 42 фонемы.

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи — фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Фонация — голосообразование.

Х

Хиттизм — недостаток произношения звука [ Х ].

Ч

Чистота речи — чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

Э

Этиология — (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.

Экспрессия — (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

Эмпатия — сочувствие человеку.

Я

Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

 

Учитель-дефектолог И.В. Велесюк

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.