Музыка занимает особое место не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Приобщая молодое поколение к музыкальной культуре, можно открыть для дошкольника мир, наполненный новыми ощущениями и радостными переживаниями, и при этом помочь ему развиться эстетически и эмоционально. Главными компонентами развития музыкальности являются слух и эмоциональная отзывчивость. Без этих музыкальных способностей становится невозможным приобщение ребенка дошкольного возраста к миру музыки. В свою очередь, это может пагубно отразиться на целостном воспитании личности. Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря простейшим сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладовысотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.
Во время слушания музыки происходит не только формирование музыкальных способностей, но и эмоциональное развитие, так как, слушая музыку, дети учатся различать образы и сопереживать героям. Язык музыки невозможно выразить словами, она способна вызывать такие эмоции и чувства, которые не имеют словесных описаний.
Для того чтобы музыкальное развитие детей было успешным, необходимо с ранних лет воспитывать в ребенке любовь к музыке.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкальное воспитание дошкольников включает в себя следующие виды деятельности:
- восприятие музыки;
- ее исполнение;
- проявление творчества;
- образовательная деятельность.
Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.
Музыкальная деятельность детей включает в себя следующие разделы:
- слушание;
- музыкально-ритмические упражнения;
- пение;
- музыкально-дидактические игры;
- подвижные музыкальные игры;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- пляски.
Только при комплексном подходе возможно качественное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Посещая музыкальные занятия в детском саду, дошкольник принимает участие в каждом из перечисленных видов деятельности. По мере того как малыш растет и развивается, нагрузка и время проведения занятий увеличивается.
На музыкальных занятиях ребенок получает не только музыкальное, но и эстетическое, умственное и физическое воспитание. Благодаря этому происходит гармоничное развитие личности, при этом педагог ставит перед собой следующие задачи:
- Прививать ребенку любовь к музыке, учить эмоционально реагировать на нее.
- Расширять детские впечатления и увеличивать круг интересов. Это происходит во время знакомства с новыми произведениями и композиторами.
- Обогащать словарный запас детей, учить применять новые слова во время характеристики образа произведения.
- Приобщать детей к видам музыкальной деятельности, которые используются на занятиях.
- Развивать музыкальные способности детей и голосовые данные, а также совершенствовать двигательные навыки.
- Учить выражать свое мнение о произведении и высказывать свои мысли.
- Развивать творческую самостоятельность, учить передавать образы во время игр и танцевальных движений.