Поступление в школу

Переход дошкольника к новой ступеньке образования- поступление в первый класс волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается всё тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать новым требованиям, что не всегда получается. Поэтому к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога, что он не выполнить родительские наставления, может обмануть их ожидания.

Также для родителей бывает важно, чтобы ребёнок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения. Многие из них тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: требуют от младшего школьника успехов в учёбе, не считаясь с его возможностями. Причиной этого является их собственный страх. Таким образом, на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах.

Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи. Поэтому вопрос ожиданий родителей от предстоящего процесса обучения в школе волнует и воспитателей, и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.

Так, приоритет родители отдают степени зрелости психических процессов, самостоятельности, наличию познавательного интереса. Равным по значимости считают развитие кругозора и речи детей. Овладение чтением, письмом и счётом оценивается родителями примерно одинаково и по степени значимости находятся не очень высоко. Таким образом, налицо определённые противоречия: говоря о готовности ребёнка к школе, родители в первую очередь называют умения читать, писать, считать, а выбирая из предложенных критериев, ставят эти умения предпоследние места. При этом на вопрос, как они готовят ребёнка к поступлению в школу, папы и мамы в основном отмечали, что учат его читать, писать и считать. Более того, родители выражают надежду, что и в детском саду педагоги обеспечат подобную подготовку.

Важно отметить, что незаслуженно низкие места в рейтинге заняли две значимые позиции- здоровье и физическое развитие ребёнка. Успешность обучения в школе, готовность приспособиться к изменившемуся режиму и нагрузкам в первую очередь зависят от того, насколько развит ребёнок физически и здоров.

Эмоциональное благополучие дошкольников и младших школьников в большой степени зависит от того, как оценивают их воспитатели, учителя, родители- самые авторитетные и любимые для ребёнка люди.

Для ребёнка очень важна потребность в одобрении со стороны взрослого (родителей или учителей). Назначение семьи для него – быть «эмоциональным тылом», источником безопасности, поддержки и безусловного принятия самого себя. Дошкольник нуждается не в ярких игрушках, развивающих пособиях, изучении иностранного языка, который ему, безусловно, ПРИГОДИТСЯ, НО НЕ СЕЙЧАС, А В УВАЖЕНИИ К НЕМУ, ЕГО ПОТРЕБНОСТЯМ, ПОНИМАНИЕ ЕГО РАДОСТЕЙ И ГОРЕСТЕЙ. ВЕДЬ ПОРОЙ, ЖЕЛАЯ ПОЛУЧИТЬ ПОХВАЛУ ВЗРОСЛЫХ, ИХ ЛЮБОВЬ, ДЕТИ ВЫНУЖДЕНЫ СТАНОВИТЬСЯ «УДОБНЫМИ» ДЛЯ НИХ.

ВОСПРИЯТИЕ РЕБЁНКОМ ШКОЛЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ВНУТРЕННИХ МОТИВОВ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. РОДИТЕЛИ С ОДНОЙ СТОРОНЫ ИСПЫТЫВАЮТ ТРЕВОГУ ПО ПОВОДУ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА: ХОРОШО ЛИ ОН БУДЕТ УЧИТЬСЯ, КАК ПРИМЕТ ЕГО УЧИТЕЛЬ, СМОЖЕТ ЛИ ОН НАЙТИ ДРУЗЕЙ. А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ МАМЫ И ПАПЫ ЗАЧАСТУЮ ПЕРЕКЛАДЫВАЮТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТО НА УЧИТЕЛЯ. ПО ИХ МНЕНИЮ, ИМЕННО ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАВИСЯТ УСПЕХИ ИЛИ НЕУДАЧИ РЕБЁНКА. ЛИШЬ НЕМНОГИЕ РОДИТЕЛИ ГОТОВЫ ВО ВСЁМ ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЁНКА И ПОМОГАТЬ ЕМУ, СТРЕМИТЬСЯ РАЗДЕЛИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО ШКОЛЬНУЮ СУДЬБУ С УЧИТЕЛЯМИ.

К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТИ УЧАТСЯ ВЫРАБАТЫВАТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И УЧИТЫВАТЬ ЧУЖОЕ, ПРИОБРЕТАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ НАВЫКИ И НАДЕЮТСЯ НА ПРИЗНАНИЕ СВОИХ ДОСТОИНСТВ. При безусловном принятии родителями ребёнка и поощрении его самостоятельности малыш активно овладевает способами, формами и критериями самооценки. Тогда же формируется самоценность- ощущение собственной уникальности, восприятие себя хорошим и успешным человеком вне зависимости от сравнения с окружающими. Это она позволяет ребёнку справиться с учебными неудачами. Её формирование связано с изменениями социальной ситуации развития ребёнка ( новые требования со стороны окружающих, расширение самостоятельности, осознание нового видения себя).Чем настойчивее родители будут стремиться сделать ребёнка послушным, зависимым от них и от формальных норм поведения, тем в меньшей степени он осмелится на самостоятельность как в поведении, так и в мышлении. В подобной семейной ситуации, скорее всего, у дошкольника возникнут чувства страха и тревоги от ожидания встречи со школой. При этом речь не идёт о том, что учиться может быть неинтересно. Обучение из-за страха перед педагогом и родителями способно привести к неврозам и снижению самооценки дошкольника.

Таким образом, современные родители много внимания уделяют вопросам подготовки ребёнка к школе, навязывают ему собственные ожидания от предстоящей встречи со школой. Не всегда эти ожидания обоснованы, не всегда теоретические познания взрослых реализуются на практике. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребёнка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.

Учитель-дефектолог И.В. Велесюк

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.