Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигатедьный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших и пастических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с двухлетнего возраста), а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а в пять – шесть лет он еще не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживается несформированность зрительно-пространственных представлений, то ни каким образом ребенок не может овладеть полноценным письмом. Поэтому проблему нарушения письменной речи у школьников можно, почти безошибочно, предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом, даже вид будущей дисграфии.
В зависимости от того, какие именно из предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять следующие виды дисграфии (классификация разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. II. Герцена):
- Акустическая дисграфия;
- Артикуляторно-акустическая дисграфия;
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
- Оптическая дисграфия;
- Аграмматическаядисграфия.
Замена и искажения букв стали довольно распространенной проблемой начальной школы, и педагоги пришли к выводу, что профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.
Поэтому я предлагаю серию заданий, направленных на профилактику дисграфии.
Занимательные задания:
- Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;
- Обвести букву по точкам;
- Слепить букву из пластилина;
- Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);
- Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;
- “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить на что похожа буква;
- Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);
- Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).
- Обвести найденную букву (красным или синим цветом);
- Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);
- Собрать букву из двух половинок;
- Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;
- Прочитать слово по половине буквы.
- Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;
- Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;
- “Собрать” буквы и прочитать слово;
Учитель-дефектолог И.В.Велесюк