Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста – смягченность речи: «лезецька» (ложечка), «сюмоцька» (сумочка).
Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Трехлетние часто не произнося звуки Р и Л, заменяя их другими: «юка», «лука» (вместо «рука»), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К – Т, Г – Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять»), а также оглушение звонких звуков ( «шук» вместо «жук»).
Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай – трамвай, клыша – крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3 рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове.
Иногда замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювки» (клюква), «аплесин» (апельсин).
В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы».
Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они не переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «шад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т.п. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сам раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где – нет.
Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «Р», но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «Р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: Л, ЛЬ, Й. Словопроизношение детей 4-5 лет тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.
Учитель-дефектолог И. В. Велесюк