Речевой негативизм

Почему одни логопеды говорят: Нужно постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…»  А другие — что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых? Как же быть?» Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему малышу: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!» и, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!». Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово  и больше не повторяет его.

Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п.  Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол.

Заговорит ли после этого малыш?

Скорее всего, нет. Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение.

Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.

В чем проявляется речевой негативизм?

Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.

На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.

Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер.

Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит  несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?

В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:

Первый этап:

— развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими;

— развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.

Второй этап:

— обогащение словарного запаса (накопление слов);

— развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.

Третий этап:

— развитие монологической и диалогической речи.

Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.

Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.

Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ».

«А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя  ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля».

Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»…

И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен , желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком.

Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего.

Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д.

Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией.

Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.

Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально  занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».

Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать  на вопросы. Искренне хвалите его!

На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка.

Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими.

Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?»  Так мы активизируем изученные ранее слова.

Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.

Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.

Учитель-дефектолог Войтухович В.С.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.