Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос. В системе русского языка есть звуки, которые произносятся без участия голоса, другие с голосоподачей.
Без участия голоса | С голосоподачей |
П-пь, с-сь, ц, к-кь, х-хь,
ш, щ, ч, ф-фь, т- ть. |
М-мь, б-бь, й, з-зь, г-гь,
ж, в- вь, д-дь, р-рь, л-ль, н-нь А, ы, э, о, у, Я, и, е, ю |
Упражнения:
«Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
«Игрушки» Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.
«Султанчик», «Сдуй ваточку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине языка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос — выдох делаем через рот, не поднимая плеч.
«Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку — чайник закипает, усиливаем выдох — он кипит, еще усиливаем выдох — вода бурлит. Не забываем — плечи не поднимать!
Учитель-дефектолог И.В. Велесюк