Привычку к импровизации надо вырабатывать с малого возраста. Не ограничивайтесь исполнением песен, придумывайте музыкальные фразы, музыкальные интонации сами. Не надо быть композитором, чтобы сложить какой-то простой мотив. Попробуйте пропеть, то, то вы должны сказать детям. Они будут в восторге; кроме того, вы подаете чудесный пример. Похвалите ребенка, который ответит вам так же. Возможно, обращая внимание на то, что ему нравится ваше пение, он не отважится сам спеть. Не останавливайте своих попыток. Пойте на разные голоса, изображайте оперных певцов, напевайте колыбельные песни и др. При этом сами составляйте и рифмуйте слова, подбирайте к ним разнообразные музыкальные интонации. Через какое-то время ребенок выберет то, что ему захочется повторить за вами.
Высота, продолжительность и громкость звуков. Предложите детям закрыть глаза и слушать. Сыграйте по-очереди высокие и низкие звуки в любой последовательности. Попросите обозначить отличие между ними. Желательно начинать с самых отдаленных друг от друга звуков. Постепенно переходя к тем, которые расположены ближе и ближе, пока расстояние между ними не сократится минимально – т.е. к звукам, которые стоят рядом.
Игра «Солнечные зайчики». Включите ритмичную музыку. Предложите ребенку взять маленькое зеркальце и покажите ему, как пускать солнечного зайчика. Зайчик должен прыгать в ритме музыки, которая звучит. Предложите малышу потанцевать, попрыгать, помахать руками в ритме музыки. Постепенно он научится четко координировать свои движения, согласовывать их характер с музыкальным ритмом.
Ритмические диктанты. Похлопайте или простучите руками по столу очень простой ритм и попросите ребенка повторить его. Если он ошибся, скажите: «У тебя почти вышло, но послушай еще раз…» Варьируйте ритмы. В том числе. Когда сложной частью ритма является пауза, отобразите ее мимикой и произнесите звук «шшш». Руки в этот момент не двигаются, потому что ребенок плохо воспринимает паузу как таковую, ему нужен полный образ паузы. Когда он повторит ритм, попросите его сделать это несколько раз.
Воссоздание звука. Если у вас хорошо развит слух, сыграйте звук на ксилофоне, а потом пропойте его. Попросите ребенка сделать тоже самое. Постепенно увеличьте количество звуков.
Очень важно! Никогда не говорите ребенку, что он плохо поет! Правильное воссоздание тесно связано с верой в себя. Если малыш поет не правильно, уверьте его, что он поет почти правильно, но звук необходимо сначала прослушать в мыслях, а уже потом петь. Никогда не говорите, что у ребенка нет слуха, даже в его отсутствии. Не занижайте его самооценку.
Пение по-очереди. Пойте хорошо знакомую малышам песню вместе с ними, по-очереди исполняя фрагмент. Тех, кто поет, может быть вдвое больше. Вы без предупреждения указываете на того, кто должен начинать пение. При этом предыдущий певец должен замолчать, поскольку песню продолжает другой, и так до ее окончания. Такую игру можно провести с ритмом, который вы по-очереди выстукиваете вместе с ребенком.
Голосовые упражнения. Изобразите звук сирены. Т.е. на одном дыхании спуститься к нижней черте вашего диапазона, потом поднимитесь к верхней. Предложите ребенку руководить вами: когда он поднимает руку, вы повышаете высоту звука, а когда опускает – снижаете. Игра очень нравится малышам. Потом поменяйтесь ролями: малыш изображает сирену, а вы руководите им. Имитируйте сирену пожарников, заводской гудок, сирену полицейской машины и т.д. Со временем, звук сирены можно придумать самостоятельно.
Домашний театр. Читайте и разыгрывайте сказки по ролям. Пусть ребенок озвучивает разных персонажей и голосом передает их характер: комарик говорит тонюсеньким голоском, Баба Яга – грубым и низким, лисичка произносит ласково, растягивая гласные и т.д.
Не разбуди куклу. Положите куклу в кроватку, скажите малышам, что она устала и заснула, а вам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтоб не разбудить куклу. Попросите детей все делать и разговаривать тихо, но не шепотом.
Голоса разного тембра. Поговорите с детьми на эту тему. Когда звучит песня, спросите, что они думают о голосе певца, нравится ли, похож ли голос на ваш, в чем отличие. Сравнивайте голоса разных певцов. Пусть дети знают о разных тембрах голоса и чувствуют их.
Комментируйте ответы малыша и отмечайте правильные. Важно, чтобы ребенок знал: у него что-то получается и вы это замечаете.
Педагог осуществляет эту работу в условиях образовательного учреждения согласно методике, используя игровые приемы и игры, занятия.
Ознакомление с музыкальными инструментами. Родителям стоит побывать в магазине музыкальных инструментов, где работает внимательный и добродушный продавец. Покажите сыну или дочке разные инструменты и, если можно, дайте послушать, как они звучат. Возьмите с собой рекламные проспекты с картинками и со временем время от времени показывайте их малышу, помогите ребенку сравнить инструмент с его изображением на картинке. Вернувшись домой, предложите малышу послушать, как звучит тот или другой инструмент в аудиозаписи, и научить узнавать звучание этого инструмента в разных музыкальных сочинениях. Игра « Духовой оркестр». Сначала вы демонстрируете ребенку, как можно при помощи трубочки и банки с водой делать пузырьки. Дайте ребенку такую же трубочку и попробуйте вместе с ребенком пускать длинные и короткие струйки воздуха. Можно посоревноваться или дуть в банку по-очереди. Потом вы объявляете о начале концерта, включаете музыку – и ваш «духовой оркестр» ритмично подыгрывает. Это комедийное упражнение развивает у ребенка внимание и дыхание, дает первые навыки общей игры. Для этого упражнения своеобразно использовать сочинение Ф.Шуберта «Музыкальный момент».