Развитие речи является одним из самых важных условий развития личности ребёнка в дошкольном возрасте. Однако всё большее количество детей стало нуждаться в специальной коррекционной педагогической помощи. Ребята имеют ряд специфических нарушений формирования и развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации.
Нарушение развития речи у детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания, нарушена коммуникативная функция речи, звукопроизношение.
Следовательно, перед педагогами стоит большое количество коррекционных задач: сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия, развивать познавательные процессы, обогащать и активизировать словарный запас детей, и многое другое. Поэтому необходимо находить новые вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс коррекции звукопроизношения.
Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения.
Термин визуализация образован от латинского слова visualis – зрительный. Визуализация в коррекционной педагогике не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются. Какие задачи решает визуализация? Быстрое усвоение полученных знаний; развитие и активизация активного словаря детей; развитие связной речи; развитие психических процессов: внимания, памяти и мышления.
Таким образом, использование метода визуализации способствует формированию навыков коммуникации и развитию речи в целом и, как следствие, коррекции звукопроизношения.
Можно выделить следующие техники визуализации информации при коррекции речевых нарушений.
Таймлайн – предлагаю детям рассмотреть сюжетные картинки, расположить их в правильном порядке следования сюжета и выложить на прямую линию. Далее воспитанники по полученной сюжетной линии составляют связный рассказ. Тексты подбираются с учетом автоматизируемого звука.
Инфографика – техника, способствующая быстрому запоминанию информации и воспроизведению путём образования ассоциаций. Используя различные виды дорожек и таблиц, дети с легкостью автоматизируют поставленные звуки.
Сторителлинг – с помощью этого метода формирую побуждения к самостоятельному связному высказыванию. Суть занятия заключается в том, что педагог или ребенок берет какую-нибудь картинку и начинает историю со слов «Однажды», «Давным-давно» или «Где-то…», далее ребенок берет другую картинку, продолжает рассказ и т.д.
Также в своей работе использую шаблоны интеллект-карт, которые дети заполняют, выбирая подходящие картинки из имеющегося набора.
Таким образом, использование метода визуализации способствует формированию навыков коммуникации и развитию речи ребенка в целом. Данная работа вызывает интерес к занятиям, и как результат, мы получаем чистую и развернутую речь.