Социализация и адаптация обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Реализация принципа инклюзии обеспечивает равный доступ к получению образования для всех учащихся, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ), с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Особенности психофизического развития обучающихся с СДВГ

Ключевыми симптомами СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Учащимся с СДВГ сложно контролировать свое поведение и концентрировать внимание. У таких детей, как правило, интеллект сохранен, но черты, характеризующие ребенка с СДВГ (беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и избыточная импульсивность поступков, повышенная возбудимость), определяют трудности в поведении и своеобразие в овладении учебными навыками, что ведет к выраженной школьной дезадаптации. Эти учащиеся испытывают затруднения в социально одобряемом взаимодействии с окружающими, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям взрослых (негативная реакция на любые замечания).

Нарушение внимания обнаруживается в следующих случаях: обучающийся не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок; с трудом сохраняет внимание при выполнении инструкций; не слушает обращенную речь; не может доводить начатое действие до конца; не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий; избегает заданий, требующих длительного физического и интеллектуального напряжения; часто теряет свои вещи; легко отвлекается; проявляет забывчивость и др.

Импульсивность проявляется в безответственном выполнении заданий (несмотря на собственное усилие все делать правильно); несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность соблюдать очередность в выполнении инструкций, правил поведения, последовательности способов действий в различных видах деятельности); неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов, игнорируя требования взрослого.

Присутствие взрослого часто не является для учащихся с СДВГ сдерживающим фактором.

Гиперактивность выражается в отсутствии чувства безопасности, склонности к агрессии, нестойкости к стрессу, стремлении удовлетворять свои эмоции в мире фантазии, повышенной тревожности. Все это, наряду со снижением внимания и познавательных функций, приводит к торможению адаптивного потенциала детей. В целом для таких детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, но при этом они стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или замечание, отвечают резкими высказываниями, выкриками, непослушанием.

Вместе с тем такие учащиеся обладают творческими способностями и позитивными личностными качествами (гибкость, энтузиазм и спонтанность, энергичность в процессе деятельности). Их творчество проявляется в живом воображении, умении мечтать и обдумывать множество мыслей одновременно, быть отличным генератором идей, находить нестандартные решения, замечать вещи (признаки, свойства), которые другие не видят. Гибкость детей с СДВГ проявляется в способности думать в нескольких направлениях одновременно, что обеспечивает им большую воприимчивость и открытость к новым идеям и веяниям. Энтузиазм и спонтанность учащихся с СДВГ вызывает у них интерес к окружающему. Энергичность (при правильном сопровождении) может обеспечить им работоспособность, возможность достигать успехов.

Педагогическому работнику важно спокойно и терпеливо относиться к потребностям обучающихся, использовать их сильные стороны, а не акцентировать внимание на устранении недостатков, как можно чаще поощрять обучающихся с СДВГ даже за незначительные успехи.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.