что такое визуализация?

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Научно установленный факт: глаза – самый информативный орган чувств. Посредством зрения мы получаем около 90% информации об окружающем нас мире.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?
Слово «визуализация»   происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация – преподнесение трудной в усвоении информации в образной, легко запоминающейся форме. Визуализация учебной информации – это система, включающая в себя комплекс знаний, визуальные способы их представления, визуально-технические средства передачи информации, набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит известная поговорка. Визуализация подразумевает наглядность изучаемого материала и возможность показать действия на примере. Умелое использование средства визуализации   информации позволят эффективно решать коррекционные задачи.

Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация – (в широком понимании) – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технология визуализации учебной информации выступает как современная педагогическая технология и используется многими педагогами в образовательных учреждениях. Визуализации информации в дошкольном учреждении – это система, включающая в себя следующие аспекты:

  • комплекс знаний;
  • визуальные способы их представления;
  • визуально-технические средства передачи информации;
  • набор психологических приемов и развития визуального мышления в процессе обучения.

Системная мыслительная деятельность человека выражается различными знаковыми системами: языковыми; символическими; графическими. Различные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст.

Принцип визуализации учебного материала предполагает учет следующих закономерностей:

  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
  • компактно изложенный материал может помочь более предметно усвоить словесное сообщение или построить ответ на поставленный вопрос;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
  • развить критическое мышление;

В учебном процессе всегда применяли самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать информацию легкой для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности воспитанников, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Учитель-дефектолог И. В. Велесюк

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.