Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования как фактора социализации ребенка
Развивающая предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении дошкольного учреждения. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.Элементы декора в группе и в саду в целом, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка.
Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо прежде всего уделять внимание ее развивающему характеру, обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей дошкольного возраста.
Важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребенка в дошкольном учреждении.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить необходимую среду дошкольного учреждения с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников дошкольного учреждения. Это приводит к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию воспитанников.
Развивающую предметно-пространственную среду групп необходимо организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство должно быть доступно: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок. В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
В группе можно выделить следующие центры:
Учебный центр. (Это многофункциональное рабочее пространство. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и, в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми.)
Центр материалов. (Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки и т.д. Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис и др.)
Центр ролевой игры. (Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых, куклы разных размеров, одежда, постельное белье для кукол, кукольные сервизы, коляски. )
Центр искусства. (Краски, карандаши, палитры, пластилин, ножницы, клей, разные виды бумаги, восковые мелки, предметы для нетрадиционного рисования: нитки, трубочки, штампы и др.)
Центр природы и экспериментальной деятельности. (Комнатные растения, инвентарь для ухода за растениями, календарь природы, дневники наблюдений, разные емкости, различные предметы, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, опилки, пенопласт и др.)
Центр математического развития. (Математические и логические игры для детей, головоломки, комплекты цифр, предметных картинок, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки и др.)
Уголок уединения.
Географический центр. (Географические карты, атласы, глобус, иллюстративный материал, дидактические игры, мини-макеты природных зон)
Центр книги. (В котором размещены книги для детей по программе и любимые книги, энциклопедические, книги по интересам детей, книги по истории и культуре, журналы, открытая витрина для книг)
Музыкальный центр. (Музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски с записью детских песенок, музыки для детей по программе, пение птиц и голосов природы и др.)
Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.