Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Содержание коррекционно-образовательной работы в учреждении дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ОПФР в освоении образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию и оказание помощи этой категории воспитанникам учреждений дошкольного образования .
В учреждении дошкольного образования модель коррекционно- образовательной работы включает в себя диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка с ОПФР.
Работа учителя-дефектолога включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения; планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности; анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности; консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий (утренники, праздники). Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми специальной группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности других педагогов, а также в режимные моменты. Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на постановку диафрагмального речевого дыхания; коррекцию дефектных звуков; автоматизацию правильных звуков; практическое овладение навыками словообразования и словоизменения.
Работа воспитателя заключается в проведении специально организованной деятельности по продуктивным видам деятельности, организации совместной и самостоятельной деятельности детей; воспитании культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой и общей моторики рук; в организации индивидуальной работы с детьми, выполнении рекомендаций специалистов; в применении здоровьесберегающих технологий, в создании благоприятного климата в группе; в консультировании родителей.
В комплексной деятельности педагогов участие педагога-психолога крайне необходимо. В его функции входит психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми; повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания ребенка с ОПФР.
Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей, учитывая психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара; использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
Тесное взаимодействие руководителя физического воспитания обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Он совершенствует психомоторные способности дошкольников; развивает двигательную сферу воспитанников с ОПФР, общую и мелкую моторику.
Медицинская сестра осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, а также тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.