Методы и приемы по формированию здорового образа жизни у воспитанников
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». — считал В. А. Сухомлинский. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Развитие интереса к разным видам спорта, укрепление здоровья, закаливание организма осуществляется через физкультурно-оздоровительную работу:
— утренняя гимнастика;
— спортивные игры;
— спортивные досуги, праздники;
— подвижные игры на прогулке.
— дыхательная гимнастика;
— корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).
Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей:
— игровые;
— сюжетные;
— прогулка-поход;
— эстафеты-соревнования.
Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях УДО, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Используются следующие методические приёмы:
— рассказы и беседы воспитателя;
— заучивание стихотворений;
— моделирование различных ситуаций;
— рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
— сюжетно-ролевые игры;
— дидактические игры;
— игры;
—тренинги;
— подвижные игры;
— пальчиковая и дыхательная гимнастика;
— самомассаж;
— физкультминутки.
В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
— Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в УДО;
— Дни здоровья, совместные праздники и развлечения.
Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям
— это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;
— Изготовление нестандартного физкультурного оборудования, зимних построек на участке детского сада.
— Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов УДО и медицинских работников;
— Совместные походы и туристические прогулки на природу;
— Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
— Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение.
Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.