Развитие речи детей при проведении режимных моментов
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык – средство овладение знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Длительные исследования Л.С. Выготского доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику и деятельность: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому так важно в период от 3 до 7лет сформировать основы речи, привить любовь к слову, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму. Обеспечивают смену деятельности (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления). Поэтому в часы утреннего приема и во вторую половину дня, на прогулке организую беседы на различные темы: «С кем ты пришел или приехал в детский сад», «Времена года», «Моя семья», «Транспорт», «Как я маме помогаю», где разговаривают с детьми о их настроении, закрепляют знания о семье, домашнем адресе, транспорте, о любимой игрушке. Лучше стараться сделать диалог в ненавязчивой форме, включая в разговор как можно большее количество детей. Если замечаете воспитанника, который стоит в стороне, то незаметно для него используйте какую-либо игрушку, тем самым вовлекая его в беседу, чтобы ребенок смог пойти на контакт не только с воспитателем, но и со своими товарищами. Такие игровые моменты позволяют отвлечь ребенка от тревожных моментов (утреннего расставания с мамой), а игрушка вызывает у него доверительные отношения. Беседы с детьми в процессе режимных моментов обеспечивают прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях. Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Поведение ребенка в игре, его активность — показатель уровня речевого развития. Наличие речевого барьера делает детей возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными. Необходимо подбирать такие варианты дидактических игр и упражнений, в которых дети бы смогли активно обогатить свой словарь, пополнить представления об окружающем для дальнейшего отражения в играх, сформировать правильное звукопроизношение: «Кому что нужно для работы?», «Для чего нужна эта вещь?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Назови три предмета», «За покупками в магазин».
Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений (простых и сложных) проводится не только в организованной образовательной деятельности, но и продолжается в самостоятельной игровой деятельности. При этом соблюдается принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием) к самостоятельным. Например, вначале вместе с детьми намечайте содержание и ход игры «Автобус». Дети строят из стульчиков автобус, педагог берет на себя роль водителя, дети – пассажиры. Водитель объявляет остановки, например: магазин «Супермаркет». Воспитанник, который правильно рассказывает, что можно купить в этом магазине, выходит на этой остановке. Поиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно. При организации сюжетно-ролевых игр создайте условия необходимые для повышения речевой активности с учетом их возможностей. Обращайте внимание на то, чтобы дети не повторяли за своими сверстниками, а старались придумывать свои варианты ответов. Так участвуя в игре, направляйте действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждайте к высказываниям. Например, в «Супермаркете» дети покупают только йогурт, и его осталось очень мало. Спрашивайте: «Какие молочные продукты есть еще в магазине?», «Можно ли купить, например, сметану, сыр или кефир?», «Советую позвонить на базу и заказать больше йогурта». Таким образом, в результате проведенной работы значительно расширяется словарь дошкольников, обогащаются представления об окружающей действительности, появляется интерес к игровой деятельности, их игровые действия сопровождаются речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.
Регулярно организовывайте по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекайте ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. В вечернее время побуждайте детей к рассказыванию сказок по их выбору. Это привлекает внимание детей, и то, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр-драматизаций откладывается в памяти, запоминается без напряжения.
Во время приёма пищи можно привлекать внимание детей к посуде, которая расставлена. Можно рассмотреть и назвать ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают, спрашивая, как мы должны сидеть за столом? Как мы должны кушать?
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметными и обобщающими понятиями одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.
На прогулке можно проводить наблюдения за живой и неживой природой. После нескольких наблюдений можно составить рассказ или придумать сказку про объект наблюдения. Такие сказки дошкольники могут составлять о чем угодно: солнышке, насекомых, деревьях.
Для развития связной речи необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками, которых они видят в детском саду. Например, выйдя на прогулку, мы встречаем дворника, который выполняет какую-либо работу. Дети сами, без напоминания воспитателя здороваются с ним, спрашивают: что он делает. Если дети задают интересующие их вопросы, то воспитатель помогает дворнику составить правильный рассказ. Иногда можно остановить рассказ взрослого на интересном месте, с целью умения дошкольников самостоятельно поразмышлять и придумать свое продолжение. С интересом выслушав ребенка, необходимо побуждать его к развернутым высказываниям. Не делать замечаний по поводу ошибок, а лучше повторять за ним его высказывание в скорректированной правильной форме и задать вопрос, который требует употребления этой же формы.
Если у многих детей в группе не выработалось четкое звукопроизношение организуется индивидуальная работу во второй половине дня — использование чтения стихов, потешек, песенок с использованием игр с пальчиками, кистями рук. Одному ребенку можно предложить рассказать потешку немного громче обычного, другому вполголоса, третьему — с обычной громкостью, и наконец, шепотом, как бы по секрету. Например:
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья!
Данная работа создает благоприятный эмоциональный фон, способствующий развитию умения слушать и понимать содержание, формировать навык правильного звукопроизношения и вырабатывать хорошую дикцию.
При создании какой-либо речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием текста художественного произведения, которое запланировано во вторую половину дня, необходимо чтобы дошкольник был уже внутренне и психологически подготовлен к последующей деятельности, т.е. к обсуждению прочитанного. Т. к. с литературным текстом знакомство происходит на слух, уделяйте особое внимание выразительному чтению текста, делайте логические ударения в нужных местах, соблюдая необходимые паузы, а также подбирайте красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать новый текст. Если сказка знакома детям, читайте без наглядного сопровождения. Во время чтения выделяйте, оттеняйте наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Для того, чтобы они стали достоянием детской речи, предоставляю детям возможность произнести, проговорить их. Например: начинайте фразу, а дети заканчивают: «Кот лапкой слезы утирает, а петушок…? («Крылышком подбирает»). Такое чтение учит детей слушать сказку, рассказ и следить не только за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям.
При подготовке к празднику воспитанники разучивают стихи. Начальным этапом является знакомство с ними, чтение стихов воспитателем так, чтобы каждый ребенок проникся его настроением. Важную роль при заучивании стихов играет беседа по их содержанию. Она помогает дошкольнику осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, ускользающую, как правило, от внимания детей, красоту и своеобразие поэтического языка. При заучивании стихотворения ребенок часто утрачивает интонацию, поэтому и предусмотрена возможность повторять стихи в свободной игровой деятельности, отрабатывая выразительность чтения. Рассказывая стихотворение наизусть, ребенок нуждается в помощи воспитателя. В этом случае он подсказывает воспитаннику тихо, чтобы слышно было только рассказчику.
Проверить, помнят ли дети произведения, позволяют литературные викторины. Дети узнают книги по обложкам, рассказывают, к какому произведению выполнена иллюстрация, о чем она, называют произведение, из которого зачитан отрывок. Заканчивается викторина чтением и рассказыванием по заявкам ребят. Формирование у дошкольников представления о художественной литературе способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.
Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произведения. Продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня.