Обучение рассказыванию по картине
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:
- образец рассказа педагога по картине или ее части,
- наводящие вопросы,
- предваряющий план рассказа,
- составление рассказа по фрагментам картины,
- коллективное сочинение рассказа детьми.
Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины.
Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.
В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок можно включать логические упражнения:
- расстановка картинок в логической, временной последовательности;
- восстановление специально пропущенного звена;
- придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).
- придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия;
- придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).
- разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.)
- придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин) составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец педагога).
Основные этапы работы с картинкой:
- Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.
“Кто больше назовет живых предметов? ”,
“Кто больше назовет неживых предметов? ”,
“Кто больше увидит? ” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала)
“Кто самый внимательный? ” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)
- Нахождение связей между объектами на картинке.
Педагог, соединяет линией два предмета:
“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией? ”
“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи) .
“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышишь? ”
“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал? ”
“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал? ”
“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения? ”
В старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, формировать умение составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
Используем самостоятельное составление рассказов по картине.
Методические приемы – беседа, коллективный рассказ, речевой образец.
Описание педагога или речевой образец раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины.
Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Чтобы занятие прошло успешно, за 2-3 дня до него организуют занятие по рассматриванию картины.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В этой группе детей привлекают к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
В дальнейшем на одном занятии сочетают 2 вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.
При оценке рассказов педагог отмечает:
— соответствие рассказа содержанию картины;
— полноту и точность передачи увиденного на картине;
— живую, образную речь;
— умение последовательно, логически переходить от одной части к другой;
— внимательно слушать товарищей.