• Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Обучение рассказыванию по картине

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:

  • образец рассказа педагога по картине или ее части,
  • наводящие вопросы,
  • предваряющий план рассказа,
  • составление рассказа по фрагментам картины,
  • коллективное сочинение рассказа детьми.

Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины.

 Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.

В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок можно включать логические упражнения:

  • расстановка картинок в логической, временной последовательности;
  • восстановление специально пропущенного звена;
  • придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).
  • придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия;
  • придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).
  • разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.)
  • придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин) составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец педагога).

Основные этапы работы с картинкой:

  1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

“Кто больше назовет живых предметов? ”,

“Кто больше назовет неживых предметов? ”,

“Кто больше увидит? ” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала)

“Кто самый внимательный? ” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

  1. Нахождение связей между объектами на картинке.

Педагог, соединяет линией два предмета:

“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией? ”

“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи) .

“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышишь? ”

“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал? ”

“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал? ”

“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения? ”

В старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, формировать умение составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Используем самостоятельное составление рассказов по картине.

Методические приемы – беседа, коллективный рассказ, речевой образец.

Описание педагога или речевой образец раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины.

Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Чтобы занятие прошло успешно, за 2-3 дня до него организуют занятие по рассматриванию картины.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В этой группе детей привлекают к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

В дальнейшем на одном занятии сочетают 2 вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

При оценке рассказов педагог отмечает:

— соответствие рассказа содержанию картины;

— полноту и точность передачи увиденного на картине;

— живую, образную речь;

— умение последовательно, логически переходить от одной части к другой;

— внимательно слушать товарищей.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.