Очень часто в последнее время извещают об очередном факте нарушения прав ребенка. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Дошкольное детство — период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав, поэтому проблеме охраны детства нужно уделять первостепенное внимание.
В мире создан детский фонд по защите прав детей – ЮНИСЕФ. Проблема охраны детства рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий для ребенка в семье и образовательном учреждении. Реализация прав ребенка включает:
— защиту его от всех форм жестокого обращения,
— права на охрану здоровья,
— защиту его прав на образование,
— права на игру,
— права на сохранение своей индивидуальности.
Особое внимание хочется обратить на то, что многие взрослые, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Нарушение прав ребенка проявляются чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального, психического насилия над ребенком и отсутствие заботы. Признаками физического насилия являются синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям. Одна из основных причин жестокого обращения с ребенком – народная «традиция» — «Нас наказывали и ничего плохого в этом нет». Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.
По мнению психологов, ребенок, который испытал на себе сексуальное насилие, иначе воспринимает понятие доброты и ласки:
- Ребенок думает, что если взрослые показывают ласку, то они хотят секс.
- Ты не можешь получить то, что хочешь, если ты не ведешь себя сексуально.
- Взрослые причиняют тебе боль.
- Родители тебя не защищают.
- Твои чувства в расчет не принимаются.
- У тебя есть странная сила, которая заставляет взрослых терять контроль.
- Мир это ужасное место.
Психическое насилие одно из самых разрушительных видов. Психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки. Утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы. К признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком детского сада и школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды. Родитель играет большую роль в жизни ребенка. От его личной позиции, культуры, и понимания зависит соблюдение прав ребенка как дома, так и в образовательном учреждении.