Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
У детей с речевыми нарушениями обычно речевое развитие формируется с запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить. Словарный запас их беден, наблюдается множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, вербальная память, страдает запоминание. Все эти трудности возможно преодолеть.
Одним из методов решения этих трудностей является метод кинезиологии. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Если ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой — это не его вина. Просто, когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка, так как при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. А пик работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения. Они нужны не только детям, но и нам взрослым, так как наш мозг нам тоже нужно тренировать.
Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнения отдельно.
Этапы работы с детьми по кинезиосказкам:
На первом этапе ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения.
Желательно проводить упражнения ежедневно в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Взрослый выполняет вместе с ребенком.
На втором этапе — введение разученных упражнений в сюжет сказок.
«Кулак – ладонь» (Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия — разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные).
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
«Оладушки» (Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять).
Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.
«Кулак – ребро – ладонь» (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя).
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
«Перекрёстное марширование», «Ухо-нос», «Капитан – молодец!», «Кошечки – собачки», «Лезгинка», «Фонарики», «Кулачок-колечко», «Ругаем – хвалим».
Можно составлять любую сказку самим или использовать подходящие народные сказки. Например, сказка про тигрёнка:
Жил-был тигрёнок (упражнение «Рука в кулак»). Лежал он на травке, лапки вытянул (руки ладошками вниз на коленях, коготочки втянул — руки в кулаки). Услышал шум, побежал посмотреть (упражнение «Фонарики»). Видит, обезьянка кокосы с пальмы сбивает: большой, побольше, поменьше и самый маленький (упражнение «Колечки»). Расшалился тигрёнок, разбросал кокосы (упражнение «Перекрёстное марширование»). Рассердилась обезьяна (упражнение «Кулачки» — от себя, к себе), отругала тигрёнка (упражнение «Кулачок – указательный пальчик» — от себя кулачок, пальчик на себя — попеременно). Обиделся он и убежал к морю. А обезьянка позвала попугая, который помог собрать кокосы (упражнение «Кулак – ребро – ладонь). Тигрёнок понял, что был не прав и вернулся (упражнение «Хвалим – ругаем»). Все вместе полакомились кокосами, и стали танцевать и веселиться (упражнение «Лезгинка») Тут и сказочке конец, кто всё сделал – молодец! (упражнение «Капитан – молодец»).
В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом и помощником.