Каждый родитель хочет дать своему ребенку как можно больше знаний, умений и навыков. Для этого мамы и папы приобретают различную литературу с рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаются с незнакомыми, непонятными выражениями, к примеру «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. активизируя мелкую моторику, мы стимулируем речевые зоны. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку во время рисования, письма, одевания и т.д.
Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков можно предложить ребенку рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых баночках и бутылочках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с маленьким горлышком, развязывать и завязывать узелки, вырезать из бумаги несложные предметы (мячи, домик, елочку…) по контуру и без него, выкладывать из спичек или палочек фигурки, играть с песком, лепить из пластилина.
Разработаны специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Для самых маленьких можно предложить игру «Сорока, сорока…». Малыши еще не умеют самостоятельно выполнять движения пальчиками, поэтому взрослые напевая потешку сами загибают пальчики ребенку, массируя каждый пальчик.
Для детей 3-х лет можно предложить следующие упражнения:
- «Походим пальчиками»
— По дороженьке – дорожке
Быстро пробегут две ножки.
(указательный и средний пальчик «шагают» по столу).
- «Зайка»
— Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(все пальцы сжаты в кулак, средний и указательный вытянуть и подвигать ими в разные стороны).
С более старшими детьми можно поиграть в пальчиковые игры.
— Мы рога козы покажем (выдвинуть указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове)
И рога оленя даже…(широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестив руки, поднять к голове)
Мы про зайку не забудем-
Ушками водить мы будем.
(выдвинуть вперед указательный и средний пальцы обеих рук, поднять к голове, подвигать вперед-назад)
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить!
(каждый палец руки поочередно присоединять к большому.)
Данные упражнения так же способствуют развитию внимания, памяти, мышления и воображения ребенка.
Учитель-дефектолог Е.Н.Савчук