В старшей группе в задачи воспитания входит совершенствование у детей навыков самообслуживания. Их значение заключается в том, что постоянное выполнение обязанностей приучает детей к систематическому труду. Ребёнок должен привыкнуть перед сном аккуратно складывать одежду в определённое место. Должен следить за одеждой и обувью. Чтобы ребёнок сам без напоминаний мыл руки в новых для него ситуациях, ему нужно подсказать, когда это нужно делать (после уборки комнаты, мытья посуды, ухода за животными, перед сервировкой стола и др.)
Детям выделяется индивидуальная щётка для чистки зубов, мыльница, полотенце. Перечисленные предметы гигиены должны быть привлекательны внешне: яркая окраска щётки тюбика с пастой, стаканчик для их хранения. Приёмы формирования и совершенствования у дошкольников навыков самообслуживания должны быть едины в семье и в детском саду. Невозможность выполнять действия и правила, усвоенные в детском саду, разрушает у ребёнка имеющиеся навыки, вызывает
недовольство, раздражительность. Если в процессе одевания, умывания, еды взрослые хотят чему-
то научить детей, показ и объяснение должны быть чёткими. Для закрепления навыков следует время от времени обращать внимание на последовательность действий: убрать с тарелки остатки пищи, отнести их в раковину; салфетки складывают и только потом убирают на место. Самообслуживание, если ребёнка не научили этому вовремя, становится для него обременительным и неинтересным. Это равнодушие переносится и на другие виды труда. Умение
обслуживать себя закрепляется повторением, поэтому родители должны следить за ним, чтобы необходимые действия дети выполняли постоянно.Присущая дошкольникам наблюдательность и активный интерес к различным видам деятельности, к общению взрослых друг с другом усиливают для них воспитательную роль примера окружающих. Аккуратность и опрятность в одежде, причёске, соблюдение ими правил культурной гигиены и норм общения являются активным средством совершенствования у воспитанников навыков
самообслуживания и культуры поведения.