Горизонтальный пластический балет- это новая система физического оздоровления и воспитания детей и их творческого самовыражения, которая оказывает положительное влияние на детский организм в целом, а так же корректирует проблемы физического, психического и эмоционального плана. Выполняя программу горизонтально-пластического балета, занимающиеся как бы погружаются в особый мир движений, музыки, образов, порождающих соответствующие ассоциации.
Совершенно очевидно, что сегодня у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы, связанные со здоровьем, и чаще всего — с двигательным развитием. В последние годы заметно возросло количество ослабленных новорожденных детей из-за травм шестого, поясничного отдела, а также черепно-мозговых травм, получаемых во время родов. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители очень увлекаются интеллектуальным развитием ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков по подготовке к школе). Именно поэтому у детей дошкольного возраста нарушается осанка. В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс учреждения дошкольного образования.
Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического, психического и эмоционального развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.
Педагогическая технология «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н. Н. Ефименко. Ключевыми позициями являются строгое следование законам природы и всеобъемлющий игровой метод.
В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей. Методика этой технологии заключается в том что все упражнения выполняются в лежаче-горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Таким образом, в этой форме работы акценты переносятся с традиционных танцевально-оздоровительных движений — в горизонтированный, четырёх опорный вектор, относительно медленный, плавный стиль движений под музыку. В горизонтально-пластическом балете естественная красота движений, изящество, законченность, выразительность. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет тренировать тело, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества.
Все позы в программах «горизонтального пластического балета» горизонтальны: – упражнения в позах лежа на спине; – упражнения в позах лежа на животе; – упражнения в позе на боку; – упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот; – упражнения в упоре лежа; – упражнения в упоре сзади; – упражнения в ползания по-пластунски; – упражнения в ползании на низких, средних и высоких четвереньках; – упражнения в позе сидя; — упражнения в позе на низких и высоких четвереньках. Слово «пластический» отражает характер движений, рекомендуемых в «горизонтальном пластическом балете».
Все движения, преимущественно в начале программы, плавные, мягкие, пластичные. Они словно растягиваются по времени. Из программы должны быть исключены быстрые, резкие, инерционные движения, особенно в позвоночном столбе. Слово «балет» сразу подчеркивает, что все упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. У детей развивается чувство ритма, столь важное для общего музыкального развития ребёнка.
Музыкальный руководитель О.А. Высоцкая