Многие родители рано или поздно задумываются о том, правильно ли говорят их дети и нет ли нарушения в том, что ребенок мало говорит, неправильно произносит звуки, переставляет звуки в словах. Первый раз малыша необходимо показать детскому логопеду в 2 года в детской поликлинике.Работа с дефектологом детского сада, куда будет ходить ребёнок, поможет сформировать красивую и грамотную речь.В первую очередь учитель — дефектолог проводит индивидуальные занятия с детьми, у которых есть проблемы с речью (дизартрия, дислалия, общее недоразвитие речи), но в планах работы такого специалиста стоят и занятия в группах по развитию лексико-грамматической стороны речи и фонематических представлений, развитию артикуляционной и мелкой моторики, координации движений, развитию памяти и внимания.
Основные задачи учителя — дефектолога в детском саду – это выявление детей с нарушениями в развитии речи, коррекция этих нарушений и профилактика возникновения нарушений.
Учитель — дефектолог даёт рекомендации воспитателям и родителям, которые также должны помогать детям в освоении родного языка, правильной постановке звуков, развитии фразовой речи и общих речевых навыков, а также в пополнении словарного запаса.
Когда следует обратиться за помощью к дефектологу?
Проблема обращения к такому специалисту, как дефектолог, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамы.
Когда же действительно стоит обратиться к дефектологу и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?
На самом деле, дефектолог в детском саду должен наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается детям с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то нарушения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, дефектолог занимаются в специальных группах.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
- он не повторяет за Вами слова,
- или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
- не может запомнить четверостишье,
- совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
- все еще есть проблемы со звукопроизношением, в том числе с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
- допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как дефектолог.
Учитель — дефектолог поможет:
- скорректировать произношение.
- подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Дефектолог в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (нарушения чтения) или дисграфии (нарушения письма).
- провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т. д.
Учитель-дефектолог Е.Н.Савчук