«Воспитание души ребенка»
Не все из нас, родителей, закончили музыкальную школу, не все мы поем и играем на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит. Однако не каждый ребенок проявляет музыкальные способности, не всем детям нравится петь и слушать, например, сонаты Шопена. А связано это с музыкальным «образованием» малыша в первые дни и месяцы жизни.
Новорожденный малыш с рождения учится распознавать особенности звучания слова, «музыку языка», слушая речь своих родителей. Музыкальные способности начинают формироваться тогда, когда ребенок способен слышать музыку, то есть в утробе матери.
Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство.
Развивать музыкальный слух и знакомить с графическим изображением нотного письма можно всех детей без исключения, начиная с колыбели.
Целью обучения музыке является воспитание души ребенка.
Музыкальные способности складываются из способности слышать и воспринимать музыку, способности ее воспроизводить, способности творить музыку.
Именно поэтому необходимо окружать ребенка миром мелодий. И будем помнить, что человеческий голос — самый совершенный «музыкальный инструмент». Поэтому так необходимо петь малышу песни с самого рождения и петь как можно больше, конечно, делать это лучше родителю, имеющему слух.
Петь можно о чем угодно ( по принципу: что вижу, о том и пою), не обязательно определенные песни, можно петь даже без слов, ведь слова — лишь дополнение к музыке. Малышу всегда приятно слышать мамин голос. Если все молчат, как рыбы, и поет только радио, то ребенку будет очень трудно понять, что и самому можно петь.
Именно поэтому надо ребенку петь самим, водить ребенка на разные праздники, где танцуют и поют, но ненадолго, минут на пять — десять, если есть такая возможность.
Кроме того есть такие сведенья, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми.
Не стоит ставить малышу с рождения, например, концерт для фортепиано с оркестром Л.Бетховена, сначала — простые, мелодичные песни. Для этой цели можно использовать народные песни с простыми, приятными для слуха мелодиями, повтором припева, легко воспринимающиеся и запоминающиеся. Можно использовать и детские песенки, которые тоже имеют простые мелодии и небольшой словарный запас.
Нужно учитывать следующее:
— музыка обязательно должна быть светлой и вызывать восторг;
— мелодии должны быть хорошо подобраны;
— исполнение должно быть максимально высокого уровня.
Избегать стоит музыки роковых и джазовых исполнителей, поскольку эта музыка наиболее сложна для восприятия малышом. И надо помнить, что резкие звуки, хлопки, грохот могут испугать малыша. Именно поэтому лучше отказаться от погремушек, которые создают громкий шум. Использование погремушек приводит к нарушению музыкального слуха.
Для прослушивания лучше предлагать малышу записи «живого» звука, не в электронной обработке. Это могут быть концертные записи, где слышны и смех, и восторженные крики в зале, и аплодисменты, которые формируют определенный эмоциональный фон восприятия музыки.
Для полноценного восприятия музыкального произведения требуются записи коротких отрывков музыкальных произведений разных композиторов, стилей и стран. Музыку подбирать надо так, чтобы друг за другом следовали отрывки, не похожие ни по стилю, ни по жанру, ни по характеру, ни по темпу. Это делается для того, чтобы сохранить интерес ребенка — у малыша будет возможность переключаться. Длительность отрывков не должна превышать 5 — 10 минут, иначе он потеряет к музыке интерес.
Кроме того, ребенок для развития слуха должен слышать разные звуки естественного и неестественного происхождения: шелест листвы, пенье соловья, журчание воды, стрекот кузнечика, шум дождя, звуки работы двигателя отъезжающей машины. Дети любят слушать звуки, издаваемые животными и птицами, для них это очень интересно.
С ребенком в год — полтора можно играть в игры с закрытыми глазами: определять кому или чему принадлежит данный звук. Но для этого ребенок должен знать, какой звук издает то или иное животное, птица, насекомое, как звучат неодушевленные предметы. Например, вы слышите, что на улице гудит машина, вы говорите малышу: «Слышишь, на улице машина гудит». Точно так же, как мы называем ребенку различные предметы, мы называем ему различные звуки. Хорошо играть в лесу, во дворе. Если мы не будем называть звуки, то малыш так и не научится их распознавать на слух. Ведь это — «музыка улицы», и ее тоже надо уметь услышать.
Научиться понимать, чувствовать «музыку языка» и «язык музыки» может каждый. Надо только захотеть приоткрыть таинственную дверь в удивительный мир музыкальной сказки.
Воспитывайте душу ребенка, обучая музыке, которая может стать для вас и вашей крохи мудрым и добрым другом!
Музыкальный руководитель
Дацкевич Светлана Викторовна