Главная задача водителя – это обеспечение безопасности пассажиров. Подпункт 9.5 пункта 9 и подпункт 23.2 пункта 23 Правил дорожного движения устанавливают обязанность для водителя и пассажиров быть пристегнутыми при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности.
Перевозка детей в легковом автомобиле должна быть не только комфортной, но и безопасной.
Перевозку ребенка в автомобиле регулирует закон, а именно пункт 178 ПДД (его новая редакция вступила в силу 16 января 2015 года), который гласит: «Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием: детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет; детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет. Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен».
Таким образом, установлена обязанность перевозки ребенка, как на заднем, так и на переднем сиденье автомобиля в специальном детском сиденье. Причем такая обязанность поставлена в зависимость от возраста и роста ребенка: если рост ребенка превышает 150 сантиметров, то такого ребенка можно перевозить без специального сидения и на переднем, и на заднем сиденье автомобиля. Но, исходя из пункта 9 ПДД, ребенок в обязательном порядке должен быть пристегнут ремнем безопасности. Детей в возрасте до пяти лет (ростом ниже 150 сантиметров) можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, а детей в возрасте от пяти до двенадцати лет (ростом ниже 150 сантиметров) можно перевозить и с использованием иных средств.
Основной акцент в формулировке из ПДД обращает на себя внимание слово «удерживающее», то есть устройство должно быть само оборудовано ремнями безопасности, которые удерживают ребенка и ограничивают его подвижность в автомобиле.
Правилами не устанавливается какой-то определенный тип детского удерживающего устройства! Однако приспособление должно быть обязательно заводского производства и сертифицировано, что предусмотрено техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Один из значков, которым будет промаркировано устройство, если оно произведено для Европы, – ECE R44/03. Это значит, что приспособление соответствует европейскому стандарту безопасности, прошло краш-тесты и другие обязательные испытания.
Если Ваше бескаркасное автокресло имеет вышеуказанную маркировку и соответствует европейскому стандарту безопасности, то его использование не будет являться нарушением.
Но давайте рассмотрим вопрос с разных сторон. Автомобильное кресло для ребенка – это нужная покупка, но достаточно дорогостоящая. Кроме привычных каркасных кресел на рынке присутствует множество других предложений, к примеру, бескаркасное детское автокресло. Они отличаются не только количеством функций, но и дизайном, их разделяют и по возрастным характеристикам. Такое кресло хоть и занимает мало места и пользуется огромной популярностью среди населения в силу своей экономичной стоимости, но не позволяет должным образом защитить тело ребенка, поскольку лишь фиксируют маленьких пассажиров с помощью ремней безопасности.
Уважаемые родители, автомобильное кресло для ребенка – это очень нужная покупка, и не стоит забывать, что ребенок – Ваш главный пассажир. И если вы позволили себе приобрести автомобиль, то не следует экономить на кресле для ребенка. Ведь главная задача водителя – это не только обеспечение комфорта, но прежде всего безопасности пассажиров. Это касается не только езды в условиях города, но и путешествий на длительные дистанции.
Выбор в пользу бескаркасного автокресла кроме низкой цены, не несет в себе ничего хорошего. При резком торможении или повороте Ваш ребенок действительно останется сидеть в кресле. Но в случае ДТП минимизировать последствия и уменьшить тяжесть телесных повреждений способно только стандартное детское удерживающее устройство (далее — ДУУ). Это классическое детское автокресло – с Isofix, ремнями, буферной зоной и т. д. Его функции направлены не только на фиксацию ребенка в салоне транспортного средства, но прежде всего на защиту в случае ДТП, поскольку в реальном ДТП тело ребенка, не защищенное стандартным ДУУ, получает травмы внутренних органов и позвоночника.
В связи с этим Госавтоинспекция настоятельно рекомендует родителям в целях безопасности отказаться от использования не только двухточечных детских удерживающих устройств, различных «накладок» на ремни безопасности, но и бескаркасных детских автокресел.
Пусть Ваши дети растут здоровыми и счастливыми!
Безопасных Вам дорог!