профилактика детского травматизма

На сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему современного общества, поскольку здоровье детей является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны. Отравления, дорожно-транспортные происшествия, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары – это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести к трагедии.  Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. К сожалению, родители не могут все время находиться рядом с детьми, но их главная задача – создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.

Для того, чтобы предупредить травматизм, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации:
С 2-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы, в результате чего случаются электротравмы. Происходят и химические ожоги продуктами бытовой химии, различными кислотами, например уксусной эссенцией. Только одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани и пищевода. Дети получают ожоги при опрокидывании на себя посуды с горячим содержимым, когда на какое-то мгновение остаются без родительского внимания.
4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы. Обследуют предметы (спички, зажигалки), в своих разнообразных играх, особенно со спичками и зажигалками, часто повторяют поступки и действия взрослых.

ОЖОГИ, НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЛВЖ

Больше всего неприятностей в квартире случается на кухне.
И причина их кроется в неосторожности и неосмотрительности взрослых. Очень важен личный пример безопасного поведения родителей. Исходя из характера случаев получения ожогов детьми в быту, следует отметить, что в каждом из них травмирования можно было бы избежать при надлежащем контроле взрослых. Лучше перестраховаться и максимально не выпускать ребенка из виду, чем, жалея впоследствии о собственной беспечности.

Как этого избежать:

— не разрешайте детям самостоятельно разжигать отопительные печи
и мангалы;
— прячьте от детей такие легковоспламеняющиеся жидкости, как бензин, керосин, а также спички, зажигалки;
— обязательно расскажите им об опасности ЛВЖ;
— не используйте сами легковоспламеняющиеся и горючие жидкости при разведении костров, приготовлении пищи на огне;
— не бросайте емкости с ЛВЖ (ГЖ) или неизвестным вам содержимым
в огонь;
— не разрешайте детям находиться рядом во время приготовления пищи, мытья посуды, утюжки белья;
— не допускайте детей близко к горячей плите, отопительной печи, утюгу, чайнику и др.

ОТРАВЛЕНИЯ, ПРОГЛАТЫВАНИЕ ИНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Достаточно часто среди детей регистрируются отравления, причинами которых становятся небрежно хранящиеся лекарственные вещества и средства бытовой химии. Ведь яркие этикетки, разноцветные таблетки привлекают внимание любознательных малышей. Поскольку детский травматизм в основном связан с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях, отравлениям наиболее подвержены дети дошкольного возраста.

Как предотвратить подобные случаи:

— храните лекарства, химические вещества и опасные предметы
в местах, недоступных для детей;
— не принимайте лекарства на глазах у маленьких детей: помните, что дети все повторяют за взрослыми;
— говорите ребенку о том, что пользоваться средствами бытовой химии, косметикой, лекарствами нужно только по их прямому назначению и под наблюдением взрослого;
— не оставляйте детей без присмотра!

УЛИЦА, СТРОЙКА, ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ

Во время игр на улице немало травм случается при неудачном выборе места – велик риск получить травму при падении либо ударе обо что-либо. Отсутствие порядка на детских площадках, приусадебных участках, открытой местности представляет особую опасность для детей. Следует объяснить ребенку, что не стоит играть там, где есть ямы, штыри, проволока, битое стекло, гвозди и др. Случаются травмы, когда школьники в процессе игры наталкиваются на металлические предметы, торчащие из земли. При любых обстоятельствах родители должны контролировать места игр своих детей.

На что следует обратить внимание для обеспечения безопасности ребенка?

— расскажите ребенку об опасности игр в неприспособленных для этого местах;
— объясните своим детям, что нельзя заходить на территорию карьеров, строящихся объектов, а тем более играть там, прыгать с откосов;
— старайтесь выбирать детские площадки в тихом и спокойном месте, оборудованные безопасным резиновым покрытием;
— всегда находитесь рядом с ребенком и подстраховывайте его даже если он усиленно сопротивляется.

ЛЮКИ, ЯМЫ, КОЛОДЦЫ

Отсутствие порядка в содержании домового хозяйства, а также на городских улицах (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках
и др.) представляет особую опасность провалиться туда и получить серьезную травму. Для ребенка падение в люк канализационного колодца может закончиться летальным исходом. Помимо возможного смертельного удара по голове падающей крышкой, ребёнок может утонуть или задохнуться в магистральной канализационной трубе. Подземные коммуникации не проветриваются вообще, что приводит к накоплению в них разного рода тяжелых газов, например, пропана, сероводорода или углекислого газа.

Как предотвратить падение в люк, яму или колодец:

— внимательно изучайте места для прогулки с ребенком;
— не оставляйте детей без присмотра;
— расскажите ребенку, что нельзя становиться на люк;
— если, проходя по улице, вы обнаружили незакрытый люк, постарайтесь закрыть его. Помните, что полностью закрытым люк считается только тогда, когда выступы на крышке точно совпадают с пазами на кромке люка. Не забудьте покричать внутрь, чтобы не замуровать человека или людей, которые находятся внутри. А оказаться там могут
и обслуживающий подземные коммуникации персонал, и пострадавший от незакрытого люка прохожий;
— если не можете самостоятельно закрыть люк, оградите место ветками или какими-либо другими предметами. Позвоните в ЖЭС, чтобы выехала ремонтная бригада и выполнила работу по обеспечению безопасности на улице, которую нарушает незакрытый люк.

ОКНА, ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ

Когда в доме появляется малыш, родителям надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям. Ведь характерной чертой ребенка дошкольного возраста является стремление к познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Особенно часто о подобных случаях можно услышать в конце весны, летом и в начале осени. Происходит это по разным причинам: дети играли или опирались на москитные сетки, родителей не было рядом – случается разное.

Чтобы избежать случаев выпадения из окон:

— установите блокираторы открывания окон либо специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более чем
на несколько дюймов;
— используйте ограничители открывания окон с тросом, которые позволят открыть окно только на длину троса;
— защитите окна, вставив оконные решетки;
— оборудуйте окна специальными накладными ручками на замке с комплектом ключей;
— отодвиньте от окон все виды мебели и не оставляйте в комнате детские стульчики и табуретки;
— не устанавливайте москитную сетку – ребенок воспринимает ее как преграду и опирается;
— не оставляйте окна открытыми настежь, если в квартире ребенок;
— не позволяйте ребенку играть на подоконнике.

ВОДА

В нашей стране основное количество несчастных случаев на воде приходится на теплый период года. Открытые водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана. Основными причинами несчастных случаев на воде с участием детей, как правило, являются недостаточный контроль
со стороны родителей, незнание правил безопасного поведения и неумение плавать. Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют не только крупные водоемы, но и декоративные пруды и даже емкости с водой. Иногда достаточно небольшого количества воды, чтобы с ребенком произошла трагическая случайность. Даже бак с дождевой водой, стоящий во дворе, может представлять опасность. Водные объекты опасны не только летом, но и в зимний период, когда покрываются льдом. Дети отправляются изучать ледяную поверхность, ими движет любопытство, отсутствие жизненного опыта, а еще отсутствие контроля со стороны взрослых.

Для предотвращения несчастных случаев на воде:

— не оставляйте детей без присмотра вблизи водоемов, даже если ребенок отлично плавает;
— запретите ребенку нырять с ограждений или берега;
— расскажите об опасности игр на воде;
— помните, что особую опасность для малолетних детей представляют любые емкости с водой (ванны, бочки, бассейны, ведра и др.).

ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ, ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА, ГИБЕЛЬ ДЕТЕЙ НА ПОЖАРАХ

Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточного контроля за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумения родителей организовать досуг своих чад. В возрасте от трех до семи лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их труд. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробочкой спичек или зажигалкой, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу. Невзирая на разнообразие причин, приведших к гибели детей от пожаров, можно выделить самую главную – это халатность и беспечность взрослых. Да, да, виноваты родители, бабушки, дедушки, что не уберегли, оставили дома одних, не предупредили об опасностях, вовремя не научили правилам безопасного поведения и т.д. Все опасные предметы, которые могут спровоцировать у ребенка интерес и привести к пожару, должны храниться в недоступном для детей месте. Все взрослые это хорошо знают и понимают. Но как показывает практика спички, зажигалки и другие источники открытого огня часто становятся игрушкой в руках детей. Итог таких «забав» всегда предсказуем – гибель детей или целых семей. Чаще всего это происходит в семьях, которые воспитывают несовершеннолетних детей и находятся в социально опасном положении, так как родители злоупотребляют спиртными напитками. Но огонь не щадит никого! И даже в обычных, благополучных семьях, происходят трагедии.

Предотвратите детскую шалость с огнем:

— научите ребенка действиям при пожаре, покажите ему возможные выходы для эвакуации;
— научите ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара;
— не доверяйте детям следить за электроприборами, печами и газовой плитой;
— прячьте от ребенка спички, зажигалки и др.;
— не оставляйте малолетних детей без присмотра!
— следите за тем, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от бесполезного времяпрепровождения;
— помните: защитные устройства на штепсельные розетки снижают риск электротравмы в домах с маленькими детьми;
— регулярно проверяйте бытовую технику на предмет повреждений;
— объясните детям, что нельзя пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.

Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего сами родители должны показывать достойный пример поведения. Ведь основная ответственность за предотвращение повреждений в быту лежит на родителях; рациональная организация ухода за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина должны играть ведущую роль в предупреждении опасных ситуаций. Задача родителей максимально обезопасить своего ребенка – привить навыки осмотрительности, дисциплинированности и безопасного поведения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС

Именно родители должны побеспокоиться о безопасности своего малыша в доме. Обратите особое внимание
на места повышенной опасности:
— кухня;
— ванная комната;
— места хранения бытовой химии.

Никогда не оставляйте в зоне доступности ребенка:
— лекарства
— бытовую химию;
— элементы питания;
— спички;
— колющие и режущие предметы и прочую мелочь.

Опасно:

    1. Оставлять ребенка в комнате с открытым окном!
    2. Оставлять ребенка одного в воде во время купания!
    3. Разрешать ребенку самостоятельно включать и выключать электроприборы!

Читайте ребенку!

Сказки, художественную литературу – это основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А, как ты думаешь, что нужно было сделать?». Рассуждая над поступком героя, вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

Рисуйте с ребенком!

Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья
и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:

    • рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
    • задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
    • сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

Играйте с ребенком!

Игра основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Научите ребенка, как правильно вызывать спасателей:

  • набрать 101,112;
  • сообщить свой адрес;
  • звать на помощь взрослых;
  • назвать свое имя, фамилию, телефон.

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона или на видном месте.

Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!

Предлагаем посмотреть мультфильмы «Волшебная книга», «Спецотряд 112». После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.

  1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
  2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
  3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
  4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
  5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?
  6. Что нужно знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?

Разговаривая, обсуждая с ребенком мультфильм, сказку или историю по безопасности, вы помогаете понять обычные житейские истины, учите правильным действиям и поступкам в будущем. Психологи советуют начинать обучение ребенка правилам безопасности с 2-3-летнего возраста. Слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать! Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться
и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они – народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».
Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте чаще замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.