Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Зима – особенное прогулочное время для детей и их родителей: мамы постоянно думают о том, как бы ребенок не простудился, а дети только и мечтают о веселых зимних прогулках с лепкой снеговиков и катанием на санях. Часто прогулки с детьми веселят не только саму ребятню, но и их родителей. К большой радости, уличных зимних игр и развлечений существует предостаточно, стоит лишь проявить фантазию.
На детской площадке
• Зачерпните лопаткой снег, покажите его ребенку. Пусть сам, уточняя для себя, накапливая словарный запас, рассказывает, какой снег: белый, холодный, пушистый. А вы помогаете: легкий, воздушный, искрится на солнце. А какой лед? Что холоднее: мяч или лед? Что тяжелее: ведерко снега или льда? В следующий раз можно продолжить наблюдения. Подбросьте лопаткой снег и полюбуйтесь серебристым легким облачком, послушайте, как он скрипит под ногами. Чистый, воздушный снег…
• А чистый ли? Не верим – проверим. В конце прогулки наберите в ведерко снег, пусть малыш принесет его домой и понаблюдает, что получится. Чистая или грязная вода?
• Вышли с ребенком на прогулку и наблюдаем: медленно кружатся снежинки и садятся повсюду. Куда? (Отличный повод проверить, знает ли малыш названия построек вокруг.) Скажите ребенку: «Посмотри, какая красивая снежинка опустилась на твою шубку. На что похожа? Подуй, пусть летит. Найди на моем рукаве самую большую звездочку-снежинку. Теперь на своем рукаве отыщи самую маленькую. Снежинка села на мою ладонь и… Куда исчезла? Пропала?»
• Идет густой мохнатый снег. Сквозь его пелену интересно наблюдать, как все стремительно изменяется вокруг: под снегом исчезают кусты, на скамейке, крыше сарая вырастают огромные шапки. «Это снегопад!» — поясняет взрослый. Дети понимают, о чем речь.
• Можно поиграть в игру «Снег кружится» по стихам А. Барто:
Снег, снег кружится. Белая вся улица.
Собралися мы в кружок. Завертелись, как снежок.
• В пасмурную погоду обратите внимание на тучи. Они медленно плывут, огромные, черные. Ветер завывает, гонит вдоль дороги снег. Как он поет? (Различные звукоподражания укрепляют голосовой аппарат малыша – это полезное занятие.)
• Обратите внимание на одежду и обувь прохожих, называйте: шуба, куртка, пальто, комбинезон, ботинки, сапоги. Спросите: какого цвета шарфы? А шубы? Тетя в коричневой шубе похожа на медведицу, а девочка в белой? Рыжей? А почему мальчик бежит, торопится, подпрыгивает? Почему солнышка не видно? Можно прочитать стихотворение «Зимняя песенка» М.Эльчина:
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей,
Приласкай и обогрей!
• Теперь уже ребенок сам посмотрит на небо, продекламирует две последние строчки.
• Можно завести с ребенком такой разговор: «Вчера небо было хмурое, а сегодня какое? Вчера плыли черные тучи, а сегодня стоят легкие белые облачка. А солнышко? Улыбается, радуется встрече с нами. Какая красота вокруг! Снег блестит. Кругом все белым-бело. Значит, зима какого цвета? Конечно, белого!
• Нет любимей игры зимой, чем катание на санях! Ребенок может кататься на санях с горки, возить на санках свои любимые игрушки, ну и, конечно, просить быстро покатать его.
• Используйте лопатки, ведерки для того, чтобы построить крепости, замки из снега, прорыть тайные ходы.
• Не игнорируйте и такое веселое занятие, как игра в снежки. Только предварительно поговорите с малышом о правилах безопасности. Можно устроить целое соревнование: кто дальше кинет, кто попадет в цель.
• Ну конечно же, как зимой без снеговика! Надоело лепить обычного снеговика? Тогда слепите сказочного героя, которого знает ваш ребенок.
Раз – рука, два – рука – Лепим мы снеговика!
Три – четыре, три – четыре — Нарисуем рот пошире!
Пять – найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо. Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь. Мы сплясать его попросим.
Девять – десять – снеговик. Через голову – кувырк!!!
Ну и цирк! (В. Степанов)
• Растворите в воде цветную акварель, залейте получившуюся краску в пластиковую бутылку, проделав в крышке дырочку, и отправляйтесь создавать рисунки на снегу.
• Творите вместе с малышом, используя при этом любые подручные материалы: цветные ледяные фигурки, шишки, ветки, нитки, пуговицы, камешки, стаканчики из-под йогурта, крышечки и т.д. Все зависит от вашей фантазии и фантазии вашего малыша.
На улице
• В хмурую пасмурную погоду идите с ребенком в поход вдоль улицы. Рассмотрите машины, проезжающие мимо, назовите их. Обратите внимание на снегоуборочную машину. Спросите малыша: кто управляет этой машиной? Кому она помогает? Зачем ее придумали люди?
• Выходит дворник, у него широкая лопата. Для чего? Как он ей работает?
• Можно остановится у стройки, понаблюдать, какие машины подходят, что привозят.
• Можно сходить к магазину. Около него часто останавливаются крытые грузовики – фургоны. Что в них привозят? Почему продукты не возят в грузовиках, как кирпичи?
В парке
• В выходной хорошо сходить в парк. Дома заранее смастерите кормушки для птиц, используя пакеты из-под молока или сока. Для этого нужно вырезать в картонной упаковке окошко и привязать веревочку. Готовые кормушки развесьте на деревьях. Решите, какие гостинцы возьмете для птиц, для зайцев и белочек. Спросите, а что же взять для медведя. Пусть ребенок вспомнит, что мишка спит в берлоге, ему гостинец не нужен.
• Пришли в парк. Тихо. Но вот послышался стук: дятел принялся за работу. Сорока пролетела. Воробьи зачирикали в кустах. Расскажите, как холодно и голодно маленьким птичкам зимой. Нет ни травы, ни мошек, ни червячков. Птицы прилетают поближе к человеку, ждут от него помощи. Разложите угощение и понаблюдайте за птицами. Ребенок сам учится находить ответы на поставленные вопросы: «Что любят птицы? Они клюют или жуют корм? Чем клюют? Какие птицы прилетели? кто первый, самый храбрый?»
• Также можно выяснять разные интересные вещи: сколько лап, крыльев, клювов у птиц; кто как двигается (воробей прыгает, скачет; ворона важно расхаживает, изредка подскакивает; голуби ходят, кивая головами и т.д.), кто гулит, кто чирикает или каркает; есть ли зубы у птиц. Малыш решает, что теперь будет каждое утро выносить корм для птиц, следить, чтобы крошки со стола, остатки хлеба, каши взрослые после завтрака собирали в отдельный пакет. Изучайте на снегу следы птиц. Загадайте загадки:
На суку сидит, Громким голосом кричит: кар! (ворона)
Чик-чирик! На дорожку прыг. Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
• Малыш огорчен: зверей не видно. Объясните ему: некогда зверям, каждый бегает, ищет, чтобы раздобыть на обед. Всю землю снег покрыл, ни травинки, ни корешка. Да еще и мороз трескучий стоит. Хорошо, что шуба каждого спасает. Вместе уточните, какая шуба у волка, медведя, лисы. А вот зайчик меняет шубку серую на белую. Почему? Пусть ребенок сам найдет правильный ответ. Оставьте на пеньке угощение для зайки.
• У высокого дерева с дуплом остановитесь, насыпьте орешки. Если зверек в дупле, он скоро появится. Наблюдайте за поведением белки (быстрая, ловкая, храбрая). Обратите внимание на пушистый хвост, острые зубы. Обогащайте словарный запас: прыгает, бегает, скачет, грызет. Спросите: «А где живут лиса, медведь, мы с тобой?»
• По дороге домой обсудите, у кого самые длинные уши, самый пушистый хвост. Вспомните сказки о лисе, зайце, медведе.
• Когда на улице лежит снег и ярко светит солнышко, берите фотоаппарат и делайте красивые снимки зимнего пейзажа. Пусть маленький фотограф сам выбирает, что снимать. Распечатав особо удачные снимки, можно украсить стены вашей квартиры.
• Как видите, зимой много интересных занятий, которые доставят радость вам и вашим детям, все зависит от желания и настроения. Вы наверняка сможете добавить свои оригинальные идеи зимней прогулки, учитывая предпочтения своего ребенка.