Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Ребёнок овладевает речью, как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в коммуникации. Потребность в общении не является врождённой, она возникает и формируется в практике взаимодействия ребёнка с окружающими. На протяжении дошкольного возраста растёт словарный запас речи.
По сравнению с ранним детством словарь ребёнка-дошкольника увеличивается втрое. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребёнок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики.
А.Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а так же твёрдое, безошибочное использование множество стоящих особняком одиночных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления». Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Многие грамматические погрешн6ости вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих. Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразованиях и словоизменениях, которые ребёнок строит по имеющимся образцам. Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Формирование грамматического строя речи у ребёнка-дошкольника должно включать работу над морфологией, словообразованием, синтаксисом, обеспечивать формирование грамматических обобщений. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы; он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако, в процессе речевого развития детей растёт употребление других частей речи. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Фонематический слух формируется у ребёнка на основе непосредственного речевого общения. Первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки, и устанавливать порядок звуков в слове ребёнок не умеет. Речевое общение не ставит перед ребёнком задач, в процессе решения которых развивались бы эти более высокие формы анализа. Ребёнок дошкольного возраста может научиться произносить слова с целью выявления звукового состава, отказываясь при этом от сложившихся в общении привычных форм произнесения слов.
В старшем дошкольном возрасте основной задачей является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной речи. Дети учатся дифференцировать пары звуков, упражняться в различении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также твёрдых и мягких звуков изолированных, в словах, во фразовой речи. В отличие от практического овладения речью, осознание самой речевой действительности и осознание словесного состава речи значительно отстаёт. Ребёнку необходимо научиться осознавать словесный состав речи. Без специального обучения дети относятся к предложениям как единому смысловому целому, единому словесному составу, который обозначает собой целостную ситуацию, реальное действие или событие. Наряду с фактами стихийного появления осознания, показана доступность осознания детьми элементов речевой действительности – звукового состава слова, словесного состава предложения – на более высоком уровне при специальном обучении.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием и фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7–11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
– трудности слияния звуков в слоги и слова;
– взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
– побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
– искажение слоговой структуры слов;
– слишком медленный темп чтения;
– нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
– замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
– пропуски гласных;
– пропуски согласных в их стечении;
– слияние слов на письме;
– раздельное написание частей одного слова;
– пропуски, наращения или перестановки слогов;
– орфографические ошибки.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.
Учитель-дефектолог И.В. Велесюк