Ребёнок от 1 года до 3-х лет растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении родителей, старших детей, сверстников, малыш не может не использовать коммуникативные навыки, т. е. свою речь. Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом. Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Задача взрослого — правильно и вовремя начать обучение ребёнка навыкам общения.
С рождения мама должна разговаривать со своим малышом, эмоционально откликаться на его живые проявления, говорить о том, что его окружает и какие звуки вокруг него. Все минуты бодрствования ребёнка должны сопровождаться речью мамы. С помощью слова малыш имеет возможность высказать просьбу или недовольство, радость или удивление, задать вопрос сверстнику или взрослому. Зачастую мама, находясь один на один с ребёнком дома, очень мало обращает внимание на первые звуки, которые произносит малыш, на то, как грамматически строится его речь, на сколько быстро идёт обогащение словаря. А это очень важно для полноценного и своевременного развития ребёнка. На сколько рано начинает говорить малыш, зависит от родителей – как они общались со своим младенцем, на сколько развита их коммуникативная культура, которую они способны передать своему ребёнку. Если в семье доброжелательная и спокойная обстановка – дома слышны слова любви, добра, нежности, взаимопонимания. Соответственно и интонация речи взрослых будет таковой. Если же постоянно ребёнок слышит громкую речь и ненормативную лексику – о культуре вообще нет речи, тем более, коммуникативной.
Уважаемые родители, ваша задача продолжать начинания, которые предлагает педагог в группе ясельного возраста: на забывать поздороваться со сверстниками, попрощаться перед уходом, поблагодарить взрослых после еды. С этих элементарных слов начинаем кроху приучать быть добрым и вежливым, культурным.
По дороге домой с вашим малышом, не забывайте обсудить как прошёл его день, задавать вопросы, рассказывать о себе и других членах семьи. При этом терпеливо и внимательно слушая монолог ребёнка, нужно дать ему возможность высказаться. Также необходимо во время любого взаимодействия с ребёнком в повседневной жизни, сопровождать свои действия речью, грамотной, чёткой, доступной вашему малышу.