Влияние музыкальной деятельности на развитие речи ребёнка

После проведения большого количества исследований было установлено, что при использовании музыки речь ребенка дошкольного возраста становится значительно четче.   Помимо этого музыка способствует быстрому обучению и запоминанию новых фраз.Музыкальная деятельность неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает силы и  развивает процессы восприятия, памяти; речевые, орфографические и вычислительные навыки; такие дети более дисциплинированны и эмоциональны. Их отличают более высокая скорость мышления и полифоничность — способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации. В музыкальном воспитании одной из наиболее важных задач является развитие речи ребенка. Музыка – это прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

Слушание музыки — это самостоятельный вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим. Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. В решении коррекционных задач слушание музыки оказывает действенную помощь.

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности детей и в обычных детских садах, и в логопедических. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, — а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова.  В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности (какое? – лучистое). Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются. В музыкальном воспитании есть еще один раздел, где речи ребенка является одним из самых важных факторов – это театральная деятельность. Здесь ребенок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями. Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее.

Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.

Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.