Запросы современной школы и родителей таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в ней и уметь применять, а также быть интеллектуально и физически развитым, коммуникабельным, владеть необходимыми интегративными качествами. Но, к сожалению, следует отметить, что за последние годы, увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, одной из причин речевого недоразвития является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы посредством специальных кинезиологических упражнений. Кинезиология — относится к здоровьесберегающим технологиям. Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос» (logos), которое обычно переводят как «наука». Но «логос» означает также ещё и «слово», «язык».
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Полушария головного мозга имеют разную функциональную специализацию. Правое полушарие – образное, гуманитарное, творческое, отвечает за координацию движений, интуицию; обрабатывает информацию, выраженную не в словах, а символах, образах; контролирует движения левой половины тела; отвечает за музыкальные способности; обеспечивает понимание метафор, интонаций, эмоциональной окраски, отвечает за чувство юмора. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ; контролирует движение правой половины тела; запоминает стихи, даты, имена, факты; отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способность к чтению и письму; отвечает за работу с числами, формулами, таблицами.
Цель кинезиологических упражнений: создание условий для развития у детей межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
- Развитие межполушарного взаимодействия (специализации);
- Синхронизация работы полушарий;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Создание положительного эмоционального настроя, снятие эмоциональной напряженности;
- Профилактика дислексии и дисграфии.
И с учетом основополагающих принципов:
- Принцип деятельности. Ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
- Принцип креативности. Логопед провоцирует и поощряет творческую активность детей.
- Принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных).
- Принцип доступности. Характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
- Принцип наглядности. Все упражнения демонстрируются педагогом и объясняются.
- Принцип комплексности. Элементы кинезиологии включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса.
А так же с помощью методов и приемов :
-Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
-Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
-Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
-Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
-Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
-Массаж – воздействует на биологически активные точки.
-Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
-Упражнения дают как немедленный так и накопительный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
- упражнения проводятся утром,
- проводится систематично,
- выполняются в доброжелательной обстановке;
- проводятся стоя или сидя за столом;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук;
подключение дыхательных упражнений и метода визуализации;
скрещивание рук
Упражнения можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях в качестве динамических пауз и перед занятиями как организующее звено. Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями продуктивную творческую деятельность детей.
И в заключение полезные рекомендации: большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Это не только полезно, но и весело!
Учитель-дефектолог И.В.Велесюк