что такое «кинезиология»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Запросы современной школы и родителей таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в ней и уметь применять, а также быть интеллектуально и физически развитым, коммуникабельным, владеть необходимыми интегративными качествами. Но, к сожалению, следует отметить, что за последние годы, увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, одной из причин речевого недоразвития является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы посредством специальных кинезиологических упражнений. Кинезиология — относится к здоровьесберегающим технологиям. Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос» (logos), которое обычно переводят как «наука». Но «логос» означает также ещё и «слово», «язык».

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Полушария головного мозга имеют разную функциональную специализацию. Правое полушарие – образное, гуманитарное, творческое, отвечает за координацию движений, интуицию; обрабатывает информацию, выраженную не в словах, а символах, образах; контролирует движения левой половины тела; отвечает за музыкальные способности; обеспечивает понимание метафор, интонаций, эмоциональной окраски, отвечает за чувство юмора. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ; контролирует движение правой половины тела; запоминает стихи, даты, имена, факты; отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способность к чтению и письму; отвечает за работу с числами, формулами, таблицами.
Цель кинезиологических упражнений: создание условий для развития у детей межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • Развитие межполушарного взаимодействия (специализации);
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Создание положительного эмоционального настроя, снятие эмоциональной напряженности;
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

И с учетом основополагающих принципов:

  • Принцип деятельности. Ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
  • Принцип креативности. Логопед провоцирует и поощряет творческую активность детей.
  • Принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных).
  • Принцип доступности. Характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
  • Принцип наглядности. Все упражнения демонстрируются педагогом и объясняются.
  • Принцип комплексности. Элементы кинезиологии включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса.

А так же с помощью методов и приемов :

-Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
-Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
-Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
-Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
-Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
-Массаж – воздействует на биологически активные точки.
-Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
-Упражнения дают как немедленный так и накопительный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • упражнения проводятся утром,
  • проводится систематично,
  • выполняются в доброжелательной обстановке;
  • проводятся стоя или сидя за столом;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук;

подключение дыхательных упражнений и метода визуализации;

скрещивание рук

Упражнения можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях в качестве динамических пауз и перед занятиями как организующее звено. Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями продуктивную творческую деятельность детей.
И в заключение полезные рекомендации: большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Это не только полезно, но и весело!

Учитель-дефектолог   И.В.Велесюк

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.